Ирина Лященко
Приобщение детей к национальной культуре. Проект «День рождения Матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация работы по приобщению детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного края».
Тема проекта : «День рождение Матрёшки».
«Игрушка приносить в дом добро, уют и ласку!»
Денни Дидро.
Вид деятельности проекта : познавательно-творческий, речевое развитие и художественное творчество.
Участники проекта : педагоги, дети 1 младшей группы, родители.
Продолжительность: краткосрочный – 2-х недельный.
Публикация «Приобщение детей к национальной культуре, Проект „День рождения Матрёшки“» размещена в разделах
Проблема: открытый показ интегрированной образовательной деятельности по приобщению детей к русским народным традициям, в данном случае с русским народным промыслом – игрушкой Матрешкой.
Цель: знакомство детей с народными промыслами русского народа - игрушка Матрёшка.
Задачи проекта :
1. Обогащать словарь детей существительными : матрешка, праздник, фартук, подарок, день рождения, каравай; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
2. Развивать мелкую моторику. Закреплять названия цветов. Продолжать развивать умение повторять за воспитателем несложные фразы, развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, речь, воображение, образное мышление, эмоционально-волевую сферу;
3. Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.
Материалы и оборудования: Коробка с сюрпризом, матрешка, заготовки картонных матрешек по количеству детей, тарелочки с разноцветными горошинами из пластилина, салфетки, корзинка для поделок, платочки матрёшкам.
Предметно-развивающая среда: дидактические, подвижные, пальчиковые игры, выставка работ, заучивание танца, уголки театральной и художественно-творческой деятельности.
Предварительная работа: 1. Загадывание загадки о матрешке.
2. Рассматривание матрешки, игры с ней.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кулачок», физкультминутки «Мы веселые матрешки», хороводной игры «Каравай», танец «матрёшки».
4. Занятия по лепке.
5. Индивидуальная работа по лепке.
Планируемые результаты: приобщение детей к русскому народному промыслу –игрушка Матрешка, обогащать словарь детей существительными : матрешка, праздник, фартук, подарок, день рождения, каравай; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи, научить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, развивать мелкую моторику, продолжать развивать умение повторять за воспитателем несложные фразы, развивать зрительное и слуховое внимание, память, фантазию, речь, воображение, образное мышление, эмоционально-волевую сферу.
Содержание организационной деятельности:
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ :
1 этап: с 9 февраля по 13 февраля 2015 года:
1. Целепологание.
2. Подбор материала.
3. Обследование детей по знаниям, умениям и навыкам народных игрушек.
4. Диагностика детей по русским народным игрушкам (умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор) НОД «День рождение Матрёшки».
Занятие проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.
Воспитатель вносит в группу сюрпризную коробку. В коробке: игрушка - матрешка, маленькая корзинка с заготовками картонных матрешек по количеству детей, тарелочка с цветными пластилиновыми горошинами, доска для лепки.
Воспитатель: Ребята, в этой коробке спряталась красивая игрушка, а какая, попробуйте угадать.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
После того, как дети отгадывают загадку, достаю матрешку, открываю ее, выставляю всех матрешек по порядку на стол. Обращаю внимание детей на их раскраску.
Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.
Уточняю у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираю матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.
Воспитатель: Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку (провожу рукой от самой маленькой матрешки до самой большой.)
- Все они сидят друг в дружке (складываю матрешек в одну игрушку.)
- А всего одна игрушка (показываю детям собранную матрешку.)
Воспитатель: Эта матрешка теперь будет жить у нас в группе, и мы будем с ней играть. А пока поставим ее на полочку.
Ставлю матрешку на полку с игрушками. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам стучится?
Входит воспитатель с другой группы, переодетый в костюм матрешки - «живая» матрешка.
Матрешка : Я к ребятам собиралась,
Долго, долго наряжалась.
Я, смотрю, ребята ваши,
Стали всех на свете краше.
Я - веселая Матрешка.
Все скучала у окошка.
Не хочу одна скучать!
Можно с вами станцевать?
- У меня сегодня день рожденья. Потанцуйте со мной, детки.
Воспитатель: Какая ты, Матрешка, красивая, нарядная, сразу можно догадаться, что у тебя сегодня праздник. Ребята, давайте поздравим Матрешку с днем рожденья и скажем вместе :
«Поздравляем тебя, Матрешка!»
Дети поздравляют Матрешку.
Воспитатель: А теперь порадуем нашу гостью, потанцуем с ней.
Матрешка : Больше всего на свете я люблю танцевать танец про матрешек.
Воспитатель: Наши детки умеют танцевать этот танец.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
Танцевать пошли матрешки!
Дети встают, подходят к «живой» Матрешке, вместе с ней танцуют танец. «Мы веселые матрешки».
Мы весёлые матрёшки, Дети делают «пружинку»
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки. Поочередно выставляют вперед ногу на пятку
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Завязали мы платочки, Наклоняют в стороны голову
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Раскраснелись наши щёчки. Гладят щечки ладошками
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
В сарафанах наших пёстрых, Придерживают руками подол платья (ставят руки на пояс)
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Мы похожи, словно сёстры, Поворачивают друг к другу лица, улыбаются
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Матрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?
Матрешка : Да, молодцы, дети, мне стало так весело, так хорошо!
Воспитатель: Садитесь на стульчики, ребята. И ты, Матрешка, проходи, садись.
Дети проходят, садятся на стулья. Матрешка присаживается возле детей.
Игра: «У медведя во бору».
2 этап: с 16 февраля по 20 февраля 2014 года:
Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей : салфетки для лепки, тарелочки с заготовленными заранее цветными горошинами из пластилина. НОД «День рождение Матрёшки».
Воспитатель: Матрешка, в день рождения всем всегда дарят подарки. Мы тоже хотим подарить тебе подарок. Мы подарим тебе много новых игрушек – маленьких матрешек.
Воспитатель достает картонные заготовки матрешек. Показывает их детям и Матрешке.
Воспитатель: Ой, Матрешка, твои игрушки - матрешки не такие нарядные, как ты. Фартуки у них белые, надо их украсить, чтобы они стали красивыми. Дети, украсим фартуки маленьких матрешек? (Ответы детей)
Матрешка : А ваши детки смогут сделать мои игрушки красивыми?
Воспитатель: Конечно, смогут. Руки у наших детей умелые, ловкие. Давайте покажем Матрешке, что умеют делать наши руки.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Кулачок».
Пальчиковая гимнастика «Кулачок».
Кулачок – как колобок, мы сожмем его разок.
(Сжимают, разжимают кулачки)
Тук, тук – я стучу, новый домик колочу.
(Ставят кулачок на кулачок, стучат ими друг о друга.)
Пила, пила, пили быстрей, мы строим домик для детей.
(Ребром одной ладони «пилят» по ребру другой ладони).
Воспитатель: А теперь и за дело пора приниматься.
Презентация для детей «Матрёшки».
Воспитатель, проводит показ с объяснением на той стороне мольберта, которая находится со стороны детей.
- А украшать мы будем так: левой рукой держим матрешку, а правой берем по одной горошине и прикрепляем ее к фартуку, чтобы он стал красивым, нарядным. Когда ваши горошины закончатся, нужно вытереть руки салфеткой, а игрушку отдать мне.
Воспитатель приглашает для продуктивной деятельности пройти детей за столы, которые находятся с другой стороны мольберта. Готовый образец воспитатель перемещает на мольберт со стороны детей.
Работы детей воспитатель размещает на мольберте, проводит оценку.
Воспитатель: Матрешка, посмотри, какие умелые руки у наших ребят, какие расписные фартуки получились. Теперь твои новые игрушки будут нарядными. Нравится тебе наш подарок?
Матрешка : Вижу, что все ребята постарались! Матрешки получились у всех очень красивые. Спасибо вам, дети!
Воспитатель: Наш подарок готов, мы тебе его дарим!
Воспитатель собирает работы детей, складывает их в подготовленную корзинку и передает Матрешке.
Воспитатель: Матрешка, а еще, когда у кого-то день рождения, «пекут» каравай. Ребята, испечем для нашей именинницы каравай, вставайте все в круг, а Матрешка встанет в центр круга.
Воспитатель с детьми водят вокруг Матрешки хоровод «Каравай».
3 этап: Рефлексия проекта.
Матрешка : Спасибо вам, детки за танец, за подарки, за то, что «испекли» для меня каравай! Мне у вас очень понравилось, но пора домой уходить, можно я еще к вам приду?
-А закончилось все чаепитием - с самоваром и баранками!
Таблица распределения деятельности по этапам проекта :
«День рождение Матрёшки».
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1. -Целеполагание.
-Подбор материала.
-Обследование знаний, умений и навыков детей.
-Диагностика знаний детей по русским народным игрушкам.
-Использование для утренней гимнастики «Мы весёлые матрёшки».
-Загадывание загадки о матрёшке.
-Приём гостя.
- Танец матрёшки.
-Игра «У медведя во бору» -Вхождение в проблему.
-Принятие задач.
-Выживаются в игровую ситуацию.
-Занятие гимнастикой.
-Отгадывание загадки.
-Принимают гостью.
-Заучивание пожеланий.
- Танец с матрёшкой. -Формиру
ют проблему.
-Определя
ют задачи.
-Выучить с детьми домашнее задание-пожелания матрёшке.
2. -Выполнение проекта.
-Построение плана дальнейшей деятельности. Формы и методы работы над проектом. Работа над вторым этапом проекта :
- Занятия по речевому развитию.
- Индивидуальные беседы с родителями о народных игрушек в воспитании детей.
-Занятие по лепке: «Украсим фартук матрёшке».
-Пальчиковая гимнастика «Кулачок».
-Подарки матрёшке.
-«Пекут» каравай.
-Объединяются в рабочие группы.
-Художественное творчество «Украсим фартук».
-Игровая деятельность детей.
-Пальчиковая гимнастика.
-Дарят подарки матрёшке.
-Оказыва-
ют практичес-кую и моральную помощь.
-Беседуют с ребёнком о народных традициях и обрядах Малой Родины.
3. Подведение итогов:
-Презентация детских работ для родителей (картонные матрёшки)
- Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка».
Чаепитие.
-Провожаем Матрёшку. -Чаепитие.
-Прощаются с Матрёшкой. -Консуль-
тация для родителей:
«Традиции и обычаи моей Малой Родины».