Хажиахметова Валентина Петровна
Музыкальный руководитель и воспитатель как единое целое в развитие театрализованной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по
организации театральной деятельности"
О взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя говорили такие авторы, как Ольга Петровна Радынова (доктор педагогических наук, Наталья Алексеевна Ветлугина (теоретик дошкольного музыкального образования, доктор педагогических наук, профессор, Элеонора Павловна Костина, Л. С. Замыцкая, Н. Б.
Публикация «Музыкальный руководитель и воспитатель как единое целое в развитие театрализованной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Как вы заметили, наше внимание акцентировано на предмет театральной
деятельности. Соответственно, театральная деятельность – это самый
распространенный вид детского творчества, который понятен ребенку,
непосредственно через игру.
Театрализация в работе с детьми начинается уже с младшего возраста.
Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных,
имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных,
анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие
цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю. С
возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, и дети
инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения.
Немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Проходят тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогает более рационально использовать время на занятиях, что решает проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и
педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Также, участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках,
развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа
детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.
Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ
предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового,
кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.
Этапы работы детей по приобщению к театрализованной деятельности :
1. Проведение бесед по ознакомлению с театром (кукольный театр, театр мыльных пузырей, театрализованные постановки и так далее);
2. Специальная актерская тренировка на играх-занятиях (интонация, поза, жесты, мимика);
3. Подбор вместе с детьми музыкального сопровождения (музыка для
сопровождения действия или заполнения паузы, музыка для подчеркивания
переживания героя, музыка для танцев, музыка, чтобы создать законченную
художественную картину);
4. Придумывание детьми разных способов озвучивания того или иного героя;
5. Развитие певческих навыков;
6. Подбор танцев и ритмических композиций;
7. Подготовка театрализованного представления.
Задачи приобщения ребенка к театральной деятельности :
1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки;
2. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со
взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения;
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,
находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
4. Воспитывать у детей интерес к игре драматизации, потребность духовно
обогащаться через театрализовано-игровую и музыкальную деятельность.
Таким образом, театрализованный мир пронизывает все этапы работы – от
развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.
Еще один момент в том, что воспитательное значение театрализованных игр
состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитие коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны и решения задач обучения (в том числе и коррекционного, расширение знаний об окружающем мире, развитие речи : словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя :
1. Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок;
2. Совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных
музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной
жизнедеятельности;
3. Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
4. Взаимные консультации по использованию музыкального материала в
образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и
развития;
5. Взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
6. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
7. Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного
воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
8. Совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального
воспитания и развития ребенка;
9. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в
группах;
10. Организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
11. Составление музыкальной фонотеки.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно
быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя
допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном
смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.