людмила жукова
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорно-этнографический ансамбль "Сретенье"
Фольклорно-этнографическая студия «Сретение» организована в 2004 году. Внутри студии существует одноимённый ансамбль, в который входят участники студии, постоянно занимающиеся на репетициях (тогда как члены студии нередко участвуют только в праздниках и вечёрках). На основе студии сложилась общественная организация – Центр патриотического воспитания детей и молодёжи на основе русской традиционной культуры «Пересвет», а также летний палаточный военно-патриотический фольклорный лагерь «Богатырская застава».
Публикация «Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
Большинство участников ансамбля занимаются педагогической деятельностью разного плана; изучением певческих, инструментальных, танцевальных, ремесленных, воинских традиций. Коллектив по возможности выезжает в экспедиции (в последние годы – по Омской области, проводит тематические вечера, лекции-концерты, народные свадьбы, культурно-просветительные программы по фольклору в школьных и дошкольных учреждениях, народные праздники в сёлах Омской области и в городе Омске, является костяком молодёжного клуба «Богатырская Застава» при храме св. мц. Татианы.
В плане изучения певческих традиций ансамбль концентрируется на постовых песнях русских, белорусов и украинцев, песнях разных групп русского казачества, русских старожилов-сибиряков, переселенцев из Белоруссии и с Украины. Визитная карточка ансамбля – традиция села Алексеевка Кыштовского района Новосибирской области (пограничной с Седельниковским районом Омской области).
Коллектив – постоянный участник фестивалей русской традиционной культуры в Омской области и других регионах.
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры».
" Использование фольклора на музыкальных занятиях".
1. Использование фольклора на музыкальных занятиях
2 Значение фольклора Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"народ, "лор"- учение. Фольклор - это народная мудрость. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.
3 Детский фольклор Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.
4 Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня, разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу.
5 Театрализованное представление русской народной сказки «Репка» «Ребята, вы узнаёте героев сказки?»-такой вопрос может задать воспитатель, обратившись к младшим воспитанникам –зрителям.
6 Весенний праздник по мотивам русской сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад
7 Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора : - Народная песня. - Народная хореография. - Народные игры. - Народные музыкальные инструменты.
8 Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков. 1. Элементарные музыкальные инструменты : Пищалка, жужжалка (журчалка). 2. Духовые инструменты: Флейта, свирель, глиняные свистульки. 3. Струнные инструменты: Балалайка, гусли. 4. Ударно – шумовые инструменты: Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки).
9 Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Народные инструменты на занятиях
10 Концерт фольклорного ансамбля «Садко» перед дошкольниками. Яркое событие для дошкольников –это услышать живой звук русских народных инструментов в исполнении учащихся ДМШ 74.
11 Народные игры на занятиях Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству.
12 Народные танцы на занятиях Фольклорная музыка для детей должна обладать рядом особенностей: - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей; -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).
13 Народная песня на занятиях Детские песни которые я использую в работе поделены мной на 4 группы: 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 3) песни с припевом; 4) песни-пере гудки. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.
14 С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: Петушок, Ладушки, Зайка, Солнышко, Сорока – сорока и т. д. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.
15 В нашем детском саду предметно –развивающая среда и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.
16 Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям : посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т. д.
Фольклорно-этнографический ансамбль "Сретенье" в гостях у нас.