Людмила Иванова
Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое музыкально – дидактические игры? Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях. Работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Публикация «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальные - дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). Музыкальные - дидактические игры находятся в музыкальных уголках, периодически меняются. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Музыкально-дидактические игры делятся на две группы. Одна группа игр - игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая группа игр – игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп. Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете применять в совместной деятельности и в повседневной жизни детей, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы обихода, природные объекты, игровые пособия.
Каждое утро вы встречаете своих воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее заключается в том, что вы приветствуете ребенка или всю группу в песенной форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем. 1. Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»
В последствии на ваше музыкальное приветствие дети тоже могут поприветствовать вас так же, в песенной форме, так как они придумают сами. Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.
Игры на развитие звуковысотного слуха помогают детям различать звуки, разные по высоте, чисто интонировать, правильно петь. Игра «Угадай- ка» Дети сидят полукругом, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами. А на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих детей. Первой стала звать мама утка: «Где мои утята, милые ребята?» Кря-кря (поет низким голосом) А дети утята отвечают тоненьким голосом высоким: «Кря- кря! Мы здесь».
Важным в своей работе считаю развитие у детей чувства ритма. Чувство ритма у детей – это восприятие и воспроизведение временных соотношений в музыке, умение чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкально- дид. игра на развитие чувства ритма «Песня гриба». Музыкальный руководитель предлагает воспитателям поиграть в игру «Эхо» и дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У каждого воспитателя в руках музыкальный инструмент.
Дождь идет… дождь идет, Дождь грибной… дождь грибной.
Я расту… я расту Под сосной… под сосной. Лес притих…. Лес притих
Под дождем… под дождем. Еж сидит… еж сидит
Под кустом … под кустом.
Следующая игра называется «Угадай песню по ритмическому рисунку». Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Звучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
Еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты». В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений. Звучит полька «Добрый жук» из фильма «Золушка». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».
Игры на развитие тембрового слуха – это игры на определение тембрового окраса голоса и звучания музыкальных инструментов. Такие игры как : «Угадай кто это?», «Догадайся кто поет?», «Воробей чирикни». Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Наша задача – поддерживать детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры. Игры «Угадай инструмент», «Сыграй как я» и многие другие. ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов) Мы будем озвучивать стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.
Рано утром в тё мном небе Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер, Дудочка, Зашумел в листве, в саду: (фольга)
С веток яблоки срывались, Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз : (Кастрюля)
И затихло всё тот час. С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты. Музыкально – дидактические игры для развития музыкальной памяти и слуха «Наши песни», «Музыкальный телефон», «Музыкальный магазин», «Что делают в домике? (на закрепление музыкальных жанров) «Какая музыка?» Воспитателям раздаю карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку. Звучат музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках, воспитатели узнают произведение и двигаются в характере музыки.
Игра «В гости песенка пришла» Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей. Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально. Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок. Ход игры : Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть. Воспитатель: В гости песенка пришла И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, Что в мешочке, посмотри! Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Музыкально - дидактических. игр очень много. Есть игры для восприятия музыки, для развития эмоциональной сферы ребенка Играйте с детьми и получайте только положительные эмоции.