Приложение МААМ

«Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе

Лариса Николаевна Клыкова
«Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятий : воспитывать у детей интерес к русской народной музыке,

развивать умение, определять ее характерные черты и

передавать их в своем исполнении.

ЗАНЯТИЕ №1.

Задачи: пробудить в детях интерес к русской народной песне. Сформировать знания о разновидностях русской народной песни, о ее характерных особенностях. Развитие метроретмического чувства и ладового слуха.

Структура занятия.

- Выполнение хороводного и дробного шага.

Рус. нар. мел. «Красный сарафан»,

«Ах, вы, сени».

Публикация «„Музыкальная культура русского народа“, Комплексные занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

- Беседа о возникновении русской народной песни и ее разновидностях.

- Исполнение песен с музыкальными инструментами :

«Солдатушки, бравы ребятушки»,

«Во поле береза стояла»,

«Как у наших у ворот».

- Знакомство с игрой «Плетень»,

«Сеяли девушки яровой хмель»,

«Я на горку шла».

Оборудование: музыкальные инструменты (ложки, трещетки, бубны,

треугольник, иллюстрации к беседе.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Дети входят в зал хороводным шагом. Необходимо уделять внимание осанки. Она близка нормальной хорошей осанке детей: голова приподнята, плечи отведены назад, корпус прямой. Добиваться плавности движений, сравнивая их с характером музыки. Затем исполнить детям фрагмент мелодии «ах, вы, сени» и выделить ее характерные особенности, сравнивая с предыдущей мелодией «Красный сарафан».

- Похожа эта музыка на предыдущую или отличается?

- Какие особенности услышали в этой песне?

- Какой у нее характер?

«Хороводный шаг – это элемент русского танца, который имеет очень плавный, лирический характер. А мелодии «светит месяц» соответствует более энергичный и подвижный шаг, который называется дробным. С ним мы уже знакомились. Чтобы его вспомнить, посмотрите как его выполнят Алиса и Дима. Корпус очень прямой, ноги ставятся на всю ступню, колени чуть согнуты. Ноги двигаются с легким притопом, почти не поднимаясь от пола, но не шаркают. Руки располагаются на поясе кулачками».

После данного раздела следует отметить наиболее активных ребят. Затем дети садятся на стулья.

Основную часть беседы желательно сопровождать иллюстрациями и музыкальными фрагментами.

«Хороводный и дробный шаг» - это элементы русского народного танца. А сейчас я вам расскажу о том, как возникло народное творчество и народная песня, как его неотъемлемая часть.

В русской деревне песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенца в зыбке. Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки. Пели парни и девушки, когда водили на лугу хороводы, пели за рукодельем, в дороге и дома, за работой и на отдыхе. И самое главное, что каждый исполнитель добавлял в песню что-то новое: свои интонации, свой ритм. И так песня передавалась из уст в уста и превращалась в народную. И еще, очень давно в народе существовали особые певцы-сказатели, которые исполняли эпические песни, то есть те, которые рассказывали о старине, о давних и далеких событиях. Таких певцов называли Баянами. Все вы, наверное, слышали о поэме «Руслан и Людмила», которую написал А. С. Пушкин. В ней он напоминает о таком певце, который был гостем на свадьбе Руслана и Людмилы:

«Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушая Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.

(показ иллюстрации гуслей).

И мы сейчас с вами тоже на несколько минут превратимся в народных исполнителей. Сейчас с помощью музыкальных инструментов мы будем создавать разновидности русской народной песни. Ведь каждая песня имеет свой характер и их делят на несколько видов:

Протяжные песни,

солдатские,

плясовые,

лирические,

шуточные и др.»

Затем необходимо выяснить с ребятами к какой из них принадлежит песня: «Солдатушки, бравы ребятушки», «Во поле береза стояла» и «Как у наших у ворот». Следует разделить детей на три группы : первой предложить для игры ложки, второй – бубны, третьей – трещетки. Ребята самостоятельно выбирают, что они будут исполнять на инструментах: пульс, ритмический рисунок или сильную долю. Перед исполнением напомнить детям, что главным остается пение и его характер, а инструменты нам только помогают созданию нужного настроения.

Для исполнения песни «Во поле береза стояла» можно еще использовать треугольник, для показа паузы между фразами.

После этого исполнения можно с ребятами выяснить, какие движения будут соответствовать этим песням. Они выбирают бодрый строевой шаг («Солдатушки, бравы ребятушки», хороводный («Во поле береза стояла») и дробный («Как у наших у ворот»). снова исполняем песни, но уже с движением.

знакомство с игрой «Плетень» начинается со знакомства с музыкой. Это мелодии русских народных песен «Я на горку шла» и «Сеяли девушки яровой хмель».

Ребята рассказывают о характере двух этих мелодий, то есть двух частей в сравнении и получают домашнее задание: придумать танцевальные движения в русском народном стиле для второй части («Я на горку шла»). Для этого им необходимо посмотреть телевизионные передачи, концерты о народном творчестве, где они смогут увидеть элементы русского народного танца.

В заключении занятия дети еще раз называют песни, которые прозвучали, отмечают к каким разновидностям они относятся. И, самое главное, говорят о своих впечатлениях от услышанной и исполненной музыки. Так же дети проводят самоанализ своей работы на занятии : отмечают то, что удалось, и недостатки.

Методические указания.

На занятии необходимо использовать показ детей, хорошо выполняющих тот или иной вид деятельности, привлечь игровой момент (превращение в народных исполнителей). До занятия провести индивидуальную работу с детьми, которые будут показывать новые движения.

ЗАНЯТИЕ №2.

Задачи: продолжать развитие интереса к русской народной песне. Работать над развитием метроритмического чувства и ладового слуха. Формировать навык кантиленного пения.

Структура занятия.

- Исполнение песен «Как у наших у ворот» и «Во поле береза стояла».

- Слушание и исполнение шуточной песни «Дрема».

- Слушание частушек в записи.

- Игра «Плетень».

Оборудование: музыкальный центр, музыкальные инструменты (балалайка, домбра, аккордеон и др.)

Ход ЗАНЯТИЯ.

на этом занятии следует сделать упор на формировании певческих навыков: кантиленного пения, формирование гласных звуков. Использовать игру в зеркало. Так же, для большей осознанности в восприятии разновидностей народной песни целесообразно провести сопоставление их по контрасту, помогая детям наводящими вопросами.

После прослушивания в записи «Частушек» следует спросить у детей, какие музыкальные инструменты они услышали (заранее подготовить их для показа). Так же, можно еще раз дать возможность детям услышать, как они звучат. Для этого привлечь группу оркестра, которая исполнит одну из мелодий на балалайках, домбрах, аккордеонах. Другим же детям предложить ложки, трещетки и бубны.

Игру «Плетень» целесообразно начать с опроса домашнего задания. Нужно дать возможность всем детям показать движения, которые они подготовили. Сравнить их с характером музыки, выяснить, соответствуют ли они ему. В игре следует обратить внимание на ровность движения шеренг (плетней, на выразительность исполнения, Лучших исполнителей нужно поощрить аплодисментами.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Задачи: закрепить знания о разнообразии русской народной музыки. Развивать умение различать ее характер и передавать его в движении. Исполнять знакомые русские народные мелодии на детских музыкальных инструментах.

Структура занятий :

- Слушание русской народной песни «Светит месяц» (в записи).

- Исполнения песни «Светит месяц» на музыкальных инструментах.

- Исполнение полюбивших рус. нар. песен с музыкальным сопровождением.

- игра «Плетень».

Оборудование: музыкальный центр, музыкальные инструменты.

Методические указания.

Данное занятие является подведением итогов. Оценкой результатов двух предыдущих.

Здесь мы еще раз выясняем разновидности русской народной песни, ее характерные особенности, многообразие содержания. Через все занятие необходимо провести мысль о том, что народная песня – зеркало жизни народа, что она помогает понять все мысли и чувства людей, которые ее создавали.

На этом занятии можно дать возможность детям самим задавать друг другу вопросы.

Итогом знакомства с этой многогранной темой так же может стать выполнение домашнего задания. Им станут рисунки, на которых ребята выразят свои впечатления от услышанной музыки. Из них в группе составить небольшую выставку, на которой авторы лучших работ смогут рассказать о том, что им запомнилось в народной песне и как они изобразили это в цвете.

Публикации по теме:

Консультация «Возрождение культурных традиций русского народа» Пояснительная записка Наибольшая степень интегрирования разных видов народного искусства проявляется в праздниках. Ведь невозможно представить.

Конспект интегрированного занятия (физическая культура и математика) для детей подготовительной к школе группы (6–7 лет) Конспект интегрированного занятия (физическая культура и математика) для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Разработчик.

Конспект интегрированного занятия «Культура и быт туркменского народа»Конспект интегрированного занятия «Культура и быт туркменского народа» Конспект интегрированного занятия по знакомству с национальностями, живущими в Туркменском районе «Культура и быт туркменского народа».[/b].

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Героизм русского народа. Герои — камышане» Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Героизм русского народа. Герои – камышане». Задачи.

Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»Конспект ОД в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа» Программное содержание: Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить.

Конспект проведения занятия КВН «О богатстве русского языка» в подготовительной к школе группеКонспект проведения занятия КВН «О богатстве русского языка» в подготовительной к школе группе Задачи: Воспитательные: • создать хорошее настроение; • воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание.

Культура и традиции народа. Рисование «Наличники»Культура и традиции народа. Рисование «Наличники» Посёлок, в котором я родилась и выросла, в моё детство в основном был одноэтажным. Дома были деревянными. Люди всегда стремились к красоте,.

Мини музей в нашей группе «Быт русского народа на Руси»Мини музей в нашей группе «Быт русского народа на Руси» Цели и задачи: • познакомить с историей и традициями русского народа; • научить понимать обряды и обычаи; • формировать интерес и уважение.

НОД в подготовительной к школе группе «В поисках Олимпийских колец», образовательная область «Физическая культура» Тип: тренировочное Цель: развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством использования тренажеров. Задачи: •.

Проект на тему «Культура и традиции русского народа» Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 15 октября 2015 в 14:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Николаевна Клыкова (УИ 377973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД