Полина Ищенко
Музыкальная культура как основа всестороннего развития и воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте. Подобно живописи, театру, поэзии, музыка является художественным отражением жизни.
Публикация «Музыкальная культура как основа всестороннего развития и воспитания ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребёнок по - своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдаёт предпочтение какому - либо музыкальному жанру, любимым произведениям, имея определённый опыт слушания. Как учатся читать, писать, рисовать, так надо учиться слушать, узнавать, оценивать музыку, отмечать динамическое развитие образов. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». В процессе обучения постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В наш век расцвета технических средств, компьютеров, буквально сказочных чудес техники музыка получила невероятное звучание. Она звучит по радио, телевидению, на концертах - слушатели бывают разных возрастов: молодёжь, дети, школьники, старики, взрослые, и на всех музыка влияет не одинаково, формируя личность.
Для ребёнка музыка - это мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыкальное влияние не выполняет свои воспитательные функции. В самом раннем детстве малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредотачивает своё внимание на услышанной мелодии, замирает на какое - то время, прислушивается, реагирует улыбкой и отдельными движениями.
Дети старше способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения - определить, например, характер музыки; назвать признаки, по которым сыгранную пьесу можно считать весёлой, радостной, спокойной или грустной. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, как двигаться в спокойном или в подвижной танце. К шести - семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению. И для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов. Процесс влияния музыки носит личностный характер. Творчество каждого ребёнка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
Влияние музыки на формирование личности ребёнка, на развитие творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всесторонние развитие личности ребёнка, побуждать к нравственно эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям : быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребёнка.
Музыка, так же непосредственно влияет на чувства ребёнка, формирует его моральный облик, её воздействие бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционального образовательного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Произведения о родном крае побуждает чувство любви к Родине. Слушание не только произведений, но и песен разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, весёлый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Таким образом, музыкальная деятельность влияет и создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении и формировании личности ребёнка. Средствами музыкальности дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.