Юлия Кожанова
Консультация «Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
" Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста"
Подготовила музыкальный руководитель Кожанова Ю. В.
Дошкольное детство- уникальный период в жизни каждого человека, именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка; усвоение речи. В последние годы тема развития речи дошкольников становится актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей, имеющих недостаточно четкое звукопроизношение. Помощь ребенку можно оказать в условиях детского сада на музыкальных занятиях, ведь речь и музыка имеют общие основы. И речь, и музыка начинаются со звука.
Публикация «Консультация „Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Литературные и музыкальные произведения -тексты, требующие особого прочтения. В музыке это-ноты. В литературе-буквы.
Речь и музыкальный язык схожи также и по другим параметрам. Существуют фразы в языке и музыкальные фразы. И там, и там присутствуют ритм, динамика, интонация, а паузы в музыке выполняют функцию знаков препинания.
Формы музыкальной деятельности по развитию речи :
1) Развитие речи при восприятии (слушании) музыки. Существует пассивное (музыкальное оформление игр и упражнений, и активное (беседа о музыкальном произведении) слушание.
Предлагаю вашему вниманию игру "Волшебная шляпа". Играть в нее можно и дома, количество участников 2 и более.
Показываем яркую шляпу (можно взять любой головной убор взрослого, но лучше изготовить шляпу своими руками из цветного картона, гофрированной бумаги и т. п., говорим, что она волшебная. Кто ее надевает, тот начинает как заколдованный рассказывать об услышанной музыке. Слушаем музыку и рассказ ребенка о ней. Затем шляпа передается другому участнику и игра повторяется. Таким образом мы в игровой форме приучаем детей давать полный ответ, подбирать прилагательные.
2) Развитие речи в процессе пения.
Пение полезно как для детей с нарушениями речи, так и без них. В пении активно развивается дыхание. Пение формирует чувство ритма, темпа речи; развивает слух и голос, улучшает дикцию; помогает корректировать недостатки речи (невнятное произношение, проглатывание окончаний слов). Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата. Можно использовать попевки с приемом "эха", когда ребенок повторяет каждую фразу вслед за взрослым. Также одну попевку можно пропевать в разных ладах и с разной интонацией : грусти, радости, удивления и т. д.
3) Развитие речи при использовании музыкально-пальчиковой гимнастики.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" -эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и развития речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, способствуют подготовке руки к письму.
Происходит активное развитие чувства ритма. Использование музыки при игре с пальчиками помогает развитию эмоциональной и выразительной речи ребенка. Любую пальчиковую игру можно положить на музыку, особенно хорошо ложатся стихи на русские народные мелодии.
Примеров пальчиковых гимнастик различной сложности можно найти множество, вот одна из них:
"Котёнок"
Шел один я по дорожке (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки (2 пальчика)
Вдруг навстречу 3 мышонка (3 пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопаем себя ладошками по щечкам и качаем головой)
У него четыре лапки, (4 пальчика)
На лапках-острые царапки! (царапаем поверхность того, что под рукой)
Один, два, три, четырек, пять. (на каждый счет показываем соответствующее количество пальчиков).
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками-указательным и средним-"бегаем" по поверхности).
4) Развитие речи при использовании речевых игр с музыкальными инструментами.
Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. (1895-1982 гг.). Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте широко используется и в современной музыкальной педагогике. Озвучивая сказки, стихотворения, рассказы с помощью музыкальных инструментов, ребенок развивает у себя воображение, слуховое внимание. Такой вид деятельности вызывает у детей неподдельные положительные эмоции, надолго запоминается.
Сказка "Курочка Ряба"
Жили-были дед (игра на бубне)
да баба, (игра на металлофоне)
и была у них курочка Ряба. (частые удары по треугольнику)
Снесла курочка яичко, да не простое, (ложки)
а золотое. (колокольчик)
Дед бил, бил-не разбил, (бубен)
Баба била, била, не разбила. (металлофон)
Мышка бежала, хвостиком махнула (маракас)
Яичко упало и разбилось. (проводим молоточком по металлофону снизу вверх)
Плачет дед, (бубен)
Плачет баба, (металлофон)
А курочка кудахчет: не плачь, дед, (размеренные удары по треугольнику)
не плачь, баба, (частые удары по треугольнику)
я снесу вам другое яичко: не золотое, а простое! (ложки)
Развитие памяти, воображения, мелкой моторики, координации движений, слухового и зрительного внимания у дошкольников является залогом их успешного обучения в школе.
Таким образом, музыку можно использовать как одно из действующих средств по развитию речи дошкольников. Под влияние музыкальных игр, упражнений, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности.
Помните, что музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.