Сумина Ольга Андреевна
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Моя станица»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о казаках.
Задачи:
Образовательные:
- Пополнить знания детей о жизни, традициях и обычаях казачества.
- Формировать представление детей об истории возникновения казачества, привязанность к родному краю.
Развивающие:
- Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков.
- Продолжать развивать мыслительную деятельность, память и речь, активность, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории станицы, чувство гордости за свой народ.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в средней группе „Моя станица“» размещена в разделах
- Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.
Словарная работа: курень, узвар, атаман, рушник.
Предварительная работа:
- Беседы: «Кто такие казаки?», «Почему казаки разные?» (история возникновения Терского казачьего войска, «Казаки защитники Отечества», «Бабушкина скрыня» (одежда казаков и казачек, «Станица», «Курень», (казачье подворье, «Чем занимались казаки?», «Традиции в воспитании казачат (мальчиков)», «Воспитание казачек (девочек)», «Казачка» (о трудной жизни, обязанностях)
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, казаков (одежда, оружие, курень, подворье, храмы, жизнь казаков в прошлом, сейчас).
• Рассматривание макетов «Курень»
• Заучивание пословиц и поговорок о казаках, коне, любви к Родине и Отчизне.
• Разучивание хоровода «Венок»
Материалы: презентация, курень, картинки к Д/И «Забытые слова», лошадь, пяльца, бусы, платок.
Ход занятия.
Под музыку дети встают в полукруг.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
День необычный сегодня у нас:
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Психогимнастика: «С добрым утром! Здравствуйте!»
Дети: «С добрым утром! Здравствуйте!» -
Говорим мы вам с утра.
«Мы желаем всем здоровья,
И конечно же, добра!»
Создание ситуации:
Воспитатель:Занятие интересное сегодня у нас:
О нашей Родине мы поведём рассказ.
Ребята, как называется страна в которой мы живём?
(Россия)
Воспитатель: Правильно, Россия- наша большая страна, наша большая Родина!
А как называется наша малая Родина, то место где мы родились и живём? (станица Екатериноградская)
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим кто и как раньше жил на нашей земле.
Раз, два, три обернись в старине ты очутись! (звучит волшебная музыка)
Ребята, а где мы свами оказались (в хате казака)
Раз мы с вами оказались в хате казака, давайте вспомним как казаки здоровались
Воспитатель: Здорово дневали!
Дети: слава Богу!
Воспитатель: Правильно ребята казаки раньше так здоровались
Воспитатель: мы пришли сюда сегодня поговорить как, жили здесь когда-то наши предки казаки. Что ж, проходите садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава казачьей старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Воспитатель: Давным - давно появились гордые вольнолюбивые, независимые люди – казаки. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы, за его поля, где паслось много диких лошадей. Поселились они здесь и жили свободно. Потому и прозвали их казаками или «вольные люди»
Казаки-народ дружный и сильный. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный.
Воспитатель: А как вы думаете, чем казаки занимались?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома, разводили скот.
Воспитатель: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: изба казака называется курень
Воспитатель: Курень – значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В курене обязательно была печь.
Подумайте и скажите, для чего нужна печь в курене.
Дети: Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Воспитатель: Горница здесь небольшая,
Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
- Интересно, что же может храниться в этом сундуке?
- Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем.
(Дети пробуют открыть, но он не открывается).
- А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.
Дети рассказывают пословицы:
1. Терпи, казак, – атаманом будешь.
2. Казаку честь – родину беречь.
3. Труд кормит, а лень портит.
4. Казак без коня, что солдат без ружья.
- Молодцы, открылся сундук. Волшебный сундук поможет нам рассказать, как воспитывали казачат и казачек.
Воспитатель:(заглядывая в сундук) Ой, чего здесь только нет! (лошадь, пяльца, рушник, картинки)
Ой, ребята посмотрите кто это? (лошадка)
Воспитатель: Давайте вспомним, как казак относился к лошади, что она для него значила.
Дети: В год ребенка крестный сажал на коня на платок и провозил вокруг церкви, если ребенок хватался за гриву – быть казаком, если расплачется- не будет казаком, а если упадет будет убитым в баю. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи. Казак без коня, что солдат без ружья.
Воспитатель: А о чем расскажет вот этот предмет, кому он принадлежал?
Дети: Это пяльца. Принадлежат они казачкам. С пяти лет девочек приучали к рукоделию шить, вязать.
Ой ребята здесь ещё много разных картинок, хотите, сыграем в интересную игру "Забытые слова"?
Д/игра «Забытые слова».
Воспитатель: Командир.
Дети: Атаман.
Воспитатель: полотенце
Дети: Рушник.
Воспитатель: дом.
Дети: курень
Воспитатель: говорят
Дети: гутарят
Воспитатель: папа
Дети: батя
Воспитатель: компот
Дети: узвар
Воспитатель: хозяйственный двор.
Дети: баз
Воспитатель: ну что-то засиделись мы, пришла пора и поиграть.
Игра «Наряди казачку»
Воспитатель: Казаки умели не только трудиться, защищать свою Родину, но и отдыхать, веселиться.
Ребёнок:А у нас, в станице нашей
Люди славные живут.
Славно сеют, славно пашут,
Славно пляшут и поют.
Ребёнок:Игры, смех да пенье,
Хороводы, пляски
Всем на удивленье.
Эй, честной народ,
Заводи хоровод!
Хоровод: «Веночек».
Воспитатель:Ну что ребята пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг и произнесем волшебные слова: Раз, два, три обернись в детском саду очутись.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. О ком мы узнали много интересного?
Дети: О казаках! - Как называлось казачье поселение? (Станица)
- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)
- Как называли девочек? (Казачки)
- Чем занимались казаки?
Воспитатель: А кто же такие казаки?
Ребёнок. Кто такие казаки
Не простые мужики.
В голове у казака
Бог, Отечество, семья.
Поле, поле-воля, воля.
Не легка казачья доля.
Но лучше нет на свете боле
Доли казака.
Ребёнок:Казаком я смелым буду
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что вы вырастите смелыми, отважными, добрыми, как наши предки! А теперь вспомним одну добрую традицию казаков – угощать гостей пирогами. До свидания!