Цагараева Индира Альбертовна
Развитие речи у старших дошкольников посредством настольной игры «Доббль»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение Муниципального Казенного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №6 «Ручеек» С. Урсдон Дигорского района
«Моя педагогическая находка»
«Развитие речи у старших дошкольников посредством настольной игры «Доббль»
Цагараева Индира Альбертовна
Воспитатель СП МКДОУ Детский сад №6 «Ручеёк»
с. Урсдон
Публикация «Развитие речи у старших дошкольников посредством настольной игры „Доббль“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
• Образование: высшее, СОГПИ, 2009г
• «Педагог-психолог».
• Квалификационная категория: первая
• Педагогический стаж: 18 лет
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой.
Наша речь каждое десятилетие становится суше, скучнее, беднее, однообразнее и сводится к использованию минимального словарного запаса. Лавиной хлынувшие технические новшества ускоряют этот печальный процесс обнищания и деформации речи. Вопрос: как не утратить красоту и образность речи?
Сенситивным периодом развития всех психических процессов является дошкольный возраст. Однако современный мир и его технические «игрушки» подменяют ребенку необходимость получения познавательной информации из общения со сверстниками, взрослыми, из любимых детских книг. Ребенок легко осваивает технический язык, но при этом живая речь утрачивает свою значимость, эмоциональность. Следовательно, единственным выходом из сложившейся проблемы является необходимость максимального обогащения речи детей в условиях ДОУ
Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Но в результате многолетних педагогических наблюдений отметила тот факт, что ни все дети проявляют интерес к получению новых знаний, ни всегда ребенку интересна занятия по речевому развитию.
Поэтому, опираясь на исследования ведущих педагогов и психологов, современные требования к дошкольному образованию, обратила внимание на методику Глена Домана которая предусматривает обучение используя карточки. Не могу сказать что, методика Глена Домана неэффективна но по ряду объективных причин мы отказались от этой методики. Но идея обучения с использованием карточек нашло свое применение с помощью игры «Доббль». Можно сказать, это смесь методов, Глена Домана и Фридриха Фребеля Настольная игра «Доббль» содержит набор карточек. Каждая карточка содержит несколько изображений. Между любыми карточками есть только одно совпадающее изображение. Настольные игры могут оказать неоценимую помощь в интеллектуальном развитии детей. Обучение в игровой форме носит непринужденный характер, дети не боятся ошибок, становятся раскованными и быстрее усваивают нужный материал. Настольная игра «Доббль» развивает речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Правильно организованная игра даё т возможность:
обогащать и закреплять словарь;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
расширять знания об окружающем мире;
развивать словесное творчество.
Развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности -это возможность учить детей светло, радостно, без принуждения.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательны
С помощью игры дети получают необходимые знания. Играя в настольные игры, я способствую раскрытию интеллектуального и творческого потенциала и активности. Создаю доброжелательную обстановку на занятии, учу детей общаться друг с другом, ищу новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребёнка.
Когда используешь в работе что-то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видный результат – это интересно и увлекательно вдвойне.
Я в своей работе использовала свои авторские игры «Доббль». Они были сделаны в программе Word. Чтобы игра была правильной, и каждая карточка имела лишь одно совпадение, есть программы в интернете. Но можно поступить более просто. Взять скачать готовую игру, но готовые изображения на карточке заменить нужными.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри МКДОУ, на международном образовательном портале Маам
Методы распространения:
- Выступление на педагогическом совете, где мною может проводится демонстрация наглядного материала
Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;
Как известно, все мы, и воспитатели, и узкие специалисты и весь коллектив ДОУ подчинены общей цели – поддержанию и укреплению физического и психологического здоровья детей, содействию гармоничному развитию личности с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого воспитанника.
Работа по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста должна проводиться не только в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье.
Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.
Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько вариантов игры «Доббль»
В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
• Родительские собрания;
• Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»
• Анкетирование и тестирование родителей «Игры в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»
• Индивидуальные консультации, рекомендации;
• Наглядные виды работы (информационные стенды, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).
Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей.
Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников. Использование различных игр превратили ежедневные занятия в увлекательную игру. У детей появился интерес общаться как на занятиях, так в повседневной жизни. Проявляется речевая активность, дети преодолевают робость, застенчивость.
С помощью игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас.
Для получения результатов было проведено наблюдение речевого развития детей.
Данные показатели говорят о практической целесообразности применения игр для формирования речевой активности детей.
На основании собственного опыта использования игр как средства развития речи детей, я сделала вывод о том, правильно подобранная игра создаёт условия для обогащения активного словарного запаса детей и развития речи, включая дошкольников в образовательную деятельность и речевую активность.