Папки-передвижки

Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка» (14 фото)

Алла Мельникова
Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Материал подготовила:

Воспитатель МБДОУ д\с "Светлячок"

Дегтярева Лариса Николаевна.

Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»

В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению детей с потешками, отгадыванию загадок, песенок, закличек, прибауток.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обобщают речь детей.

Публикация «Концепция работы „Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка“» размещена в разделах

Работу я начала с группы раннего возраста. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, я решила, что они помогут мне «разговорить» детей.

Работу проводила в основном в свободное от занятий время. Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке, он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся мною, должна быть понятна детям.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Я занимаюсь с детьми самыми прозаическими делами: одеваю, кормлю, умываю, причесываю, укладываю спать. Во время всех этих действий я стараюсь не говорить обыкновенных, порой ничего не значащих слов, а напеваю потешку, прибаутку, дразнилку. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, игрушек, иллюстраций.

Фото «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»
Концепция работы - фото
Фото №1 Материал подготовила Воспитатель МБДОУ д с Светлячок Дегтярева Лариса Николаевна

Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о ее особенности. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Чтобы малыши быстрее и лучше запомнили песенку, я показывала как громко лает собачка Белобока (используя мягкую игрушку).

На протяжении всего дня звучат в группе мелодичные строки: прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь его от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно.

- Кто у нас хороший,

- Кто у нас пригожий?

Володюшка хороший,

Володюшка пригожий…

Он по лугу едет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают.

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается…

Усаживаю его на колени, крепко держу и начинаю медленно побрасывать его, имитируя езду:

Фото №2 В своей работе очень серьезное внимание уделяю ознакомлению детей с потешками отгадыванию загадок песенок закличек прибауток

Ребенок уже смеется.

Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:

У сороки – боли, у вороны – боли

А у моего хорошего, да у моего пригожего Димочки, все заживи.

Целебная сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел.

Дети любят слушать потешку «про себя». Какую радость доставляет им рифмованная строка с собственным именем! И про меня расскажите, и про меня.

Фото №3 Произведения устного

Хорошо успокаивает малыша игра с пальчиками.

Фото №4 Народная культура фольклор народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение способствуют развитию образного мышления обобщают речь детей

Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам.

Удачно подобранная потешка помогала и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказывались от еды, начинали, есть с удовольствием.

Трава – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерна взялась,

Зайка – за купустку,

Мышка за корку,

Дети за молоко.

А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал.

Фото №5 Публикация Концепция работы Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка размещена в разделах Народная культура фольклор Темочки Работу я начала с группы раннего возраста

Я, также обращалась к потешкам при подготовке детей ко сну:

«Баю – баю, баиньки,

В огороде заиньки.

Баю – баю, баюньки

Не ложись на краюшке!»

Дети любят народные хороводные игры. Эти игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Старшие дети проговаривают слова текста, а малыши сч удовольствием выполняют движения.

«Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!»

Гуляя с детьми, обращаю их внимание на различные «капризы» и «чудеса» природы. Народом сложено много попевок, закличек, песен о природе, и, чтобы ребенок острее почувствовал красоту цветка, бабочки, пою им об этом и говорю:

«Бабочка – коробочка,

Ветер или дождь,

Полетишь – как ветер,

Упадешь – как дождь».

Во время одевания на прогулку, я также использовала песенку:

Фото №6 Постоянно замечая интерес малышей к потешкам сказкам я решила что они помогут мне разговорить детей

Дети вслушивались в певучесть образность языка, не только овладевали речью, но и приобщались к красоте и самобытности слова русского. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинали вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, для воспитания у малышей доброжелательности, чувства сопереживания.

Моя практика показала, что для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры забавы с использование фольклора.

Я, старалась вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать им проявить речевую активность. Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека. Животные действуют в произведениях на равных, как люди: «кисонька – мурысонька едет на меленку», «котик идет на торжок».

Также у детей вызывает интерес народные произведения, в которых имеются звукоподражание голосам животных и очень конкретно описывались их повадки. В этих потешках малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому. Дети обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту и ласку.

Фото №7 Работу проводила в основном в свободное от занятий время

«Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я Буренушку кормлю,

Ты иди, моя коровушка домой,

Напою тебя водою ключевой».

Я, также

Фото №8 Особую значимость приобретает фольклор впервые дни жизни малыша в дошкольном учреждении

много времени уделяла сказкам, которые я читала им с удовольствием.

Дети видели мое лицо, эмоции, мимику. Это помогало им понять содержание сказки. Чаще я сама надевала костюм бабушки – сказочницы. Дети встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. И я начинала с присказки:

Я не спешила задавать детям вопросы по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Чтобы узнать, как дети запомнили сказку, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу. Дети, посмотрите из какой сказки пришли эти герои? Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали событие сказки, поступки героев.

Фото №9 Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому маме еще не может общаться с другими детьми взрослыми

С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда в гости приходила бабушка – загадушка. Я, приносила в своей волшебной корзинке природный бросовый материал для изготовления поделки – отгадки к новой загадке.

Фото №10 Хорошо подобранная с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком вызвать у него положительные эмоции симпатию к пока малознакомому человеку воспитателю

Загадки полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала, так как предлагала Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку. Дети быстро отгадывали загадку.

Фото №11 Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя не изменяя содержания

Фольклор дает прекрасные образы русской речи, подражание которым позволяет ребенку овладевать родным языком.

В своей работе я также использовала пословицы, поговорки которые называются жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительному Диме: «Семеро одного не ждут».

Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: «травушка-муравушка», «птица – синица», «кисонька – мурысонька», «курочка-хохлатка».

Ну, где бы еще почерпнули дети красоту звучания этих слов, как не в великих малых фольклорных произведениях.

Полезно также использовать малые фольклорные формы для формирования физических качеств, игровых действий, певческих навыков, музыкально - ритмических движений.

Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей, отношений.

Поэтому потешки, загадки, песенки, должны соответствовать уровню развития ребенка.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в рамках развития театральных навыков у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Применение малых фольклорных жанров на занятиях по формированию элементарных математических представлений Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим.

Роль сказки в жизни ребенка Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам - урок Уважаемые взрослые, вы, наверное, каждый день читаете своим детям сказки? Это значит,.

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Конспект НОД по развитию речи для младшей группы «Использование малых фольклорных форм» Задачи: -продолжить знакомство с потешками; -воспитывать интерес к устному народному творчеству; -учить запоминать и выразительно рассказывать.

Консультация для родителей «Влияние малых фольклорных форм на развитие младших дошкольников» Консультация для родителей на тему : ” Влияние малых фольклорных форм на развитие речи младших дошкольников. ” Автор: Киреева С. В., воспитатель.

Консультация «Роль малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста» Консультация о роли малых фольклорных жанров в жизни детей раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста при организации режимных.

Родительское собрание «Развитие речи детей 5–7 лет средствами малых фольклорных жанров» Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров». Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи.

Восхождение к свету. Роль искусства в жизни ребенка Человек - био-социокультурное существо. Невозможно найти ребенка, который никогда не встречался с искусством. Функций искусства много: -эстетическая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»
Опубликовано: 21 мая 2016 в 19:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концепция работы «Роль малых фольклорных форм в жизни ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД