Галина Леканова
Концепция развития традиций в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1» с. Объячево
Утверждена приказом
От 20 декабря 2013 года №78
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
КОНЦЕПЦИЯ
приобщения детей к традициям
в условиях сельского детского сада
на 2014-2015 годы
Введение
Важнейшей составляющей духовного и культурного пространства любого народа, основой формирования национального самосознания является традиционная культура. Это понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла.
Публикация «Концепция развития традиций в МБДОУ» размещена в разделах
Оно подразумевает также занятия людей любительским творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством.
Традиции содержат ценные идеи и опыт воспитания подрастающего поколения и являются одной из средств воспитания. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Ведущая идея создания Концепции направлена на формирование системного подхода к приобщению детей к коми народным традициям и развитию традиций детского сада.
Данная проблема является актуальной, т. к. национальные традиции – это : -национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; - сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию; - культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
I. Характеристика текущего состояния приобщения к народным традициям и развития традиций детского сада.
В детском саду имеются определенные условия для приобщения к коми традициям и культуре. В каждой группе имеются предметы национального характера. Используются в работе предметы народных художественных промыслов и предметы декоративно-прикладного искусства, которые воплощают в себе национальные традиции коми и русского народа. Используется в работе с детьми фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Регулярно проводятся фольклорные праздники. Ведется ознакомление детей с народной декоративной росписью, в том числе и коми узорами. В содержании отдельных разделов программы просматривается включение родной культуры и национальных традиций. Ведется обучение коми разговорной речи. Приобщение к национальной культуре ведется в повседневной жизни детей и во время образовательной деятельности в форме выставок, экскурсий, продуктивной деятельности, конкурсов и праздников. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа, к народным праздникам. Но следует отметить, что знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Анализ фотоснимков занятий, мероприятий показал, что многие не проявляли эмоциональной отзывчивости в ситуациях, не имеющих для них личной значимости. Небольшой процент детей смогли рассказать коми стихотворение, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
II. Существующие проблемы в сфере приобщения к народным традициям и развития традиций детского сада
Текущее состояние приобщения воспитанников к народным традициям и развития традиций детского сада имеет положительную динамику, однако есть проблемы, которые требуют решения.
1. Слабая система взаимодействия двух корпусов детского сада после объединения.
В каждом детском саду национально-региональный компонент внедрялся самостоятельно, сложились различные традиции учреждений и в настоящее время данное направление приобрело бессистемный характер.
2. В деле сохранения народных традиций и развития традиций детского сада принимают участие не все группы учреждения, часто исторические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, без учета имеющегося исторического опыта.
3. Недостаточно в учреждении методического материала для внедрения национально-регионального компонента.
4. Не все родители воспитанников поддерживают внедрение регионального компонента.
5. Ослаблены связи с учреждениями социальной сферы.
III. Основные пути решения проблем,
1. Систематическое повышение квалификации педагогов по данному направлению в форме семинаров, мастер- классов и самообразования. Поддержка и стимулирование педагогов, ведущих обучение коми языку.
2. Активизация работы с центром изобразительного искусства, станцией юннатов, детской библиотекой и другими учреждениями социальной сферы.
3. Целостность, системность, последовательность, учет информации, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, использование технологии "погружения" в историю как, среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка. Включение дополнений в программу развития детского сада. Включение дополнений в образовательную программу детского сада. Разработка рабочих учебных программ по краеведению и обучению коми языку.
4. Приведение в систему традиций детского сада с учетом сложившихся традиций в каждом корпусе.
5. Привлечение родителей воспитанников к мероприятиям детского сада.
IV. Цели и задачи.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам коми национальной культуры и традициям
Задачи:
1. Пробуждать интерес дошкольников к коми народной культуре, к коми народным традициям, истории коми народа на принципах сотворчества педагогов, родителей и детей, доступности и заинтересованности всех участников образовательного процесса.
2. Активизировать работу с родителями и социумом в данном направлении;
3. Доработать программу развития детского сада, образовательную программу. Разработать рабочие учебные программы по краеведению и обучению коми разговорной речи.
4. Внедрить в практику работы с дошкольниками технологию "эмоционального погружения в историю";
5. Изучить эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к традициям народа коми.
6. Систематизировать традиции детского сада с учетом сложившихся традиций в каждом корпусе.
Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Реализация мероприятий Концепции позволит :
- Обобщить опыт работы педагогов учреждения.
- Систематизировать работу по внедрению национально-регионального компонента и сохранению традиций коми народа.
- Обеспечение на условиях партнерства взаимодействие всех субъектов участвующих в сохранении, поддержке и развитии традиций коми народа и коми речи.
- Использование технологии «погружения» детей в историю в повседневной работе.
- Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства коми народа; знание фольклорных форм (песен, скороговорок, и преданий); наличие представлений о коми народных промыслах.
- Систематизировать традиции детского сада, привлечь воспитанников к созданию новых.
ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции
№ п/п Наименование мероприятия Срок реализации
1.
Обсуждение и принятие концепции приобщения детей к традициям в условиях сельского детского сада Декабрь 2013 года
2.
Разработка плана реализации Концепции Декабрь 2013 года
3.
Внесение изменений в программу развития МБДОУ Март 2014 года
4.
Внесение изменений в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ Май 2014 года
5. Разработка рабочих учебных программ по краеведению и обучению коми языку Май – июнь 2014 года
6.
Разработка рабочих учебных программ по краеведению Май-июнь 2014 года
7. Реализация Концепции. Этапы:
1. От понятия «традиция» до семейных традиций.
2. От семейных традиций до традиций детского сада.
3. От традиций детского сада до коми народных традиций.
4. Ознакомление с традициями других народов. Январь 2014 года-
декбрь 2015 года
8.
Мониторинг результатов реализации Концепции Декабрь 2015 года
9. Обобщение итогов и распространение опыта работы по приобщению детей к традициям в условиях сельского детского сада Январь 2016 года