Галина Леканова
Концепция развития традиций в МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1» с. Объячево
Утверждена приказом
От 20 декабря 2013 года №78
(ПРИЛОЖЕНИЕ)
КОНЦЕПЦИЯ
приобщения детей к традициям
в условиях сельского детского сада
на 2014-2015 годы
Введение
Важнейшей составляющей духовного и культурного пространства любого народа, основой формирования национального самосознания является традиционная культура. Это понятие включает народные традиции, национальные особенности духовного уклада того или иного этноса, обряды, ритуалы, праздники, ремесла.
Темочки:
Оно подразумевает также занятия людей любительским творчеством в его традиционных формах – народной песней, музыкой, танцем, театром, поэзией, декоративно-прикладным искусством.
Традиции содержат ценные идеи и опыт воспитания подрастающего поколения и являются одной из средств воспитания. Решая задачу формирования общей культуры личности, необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Ведущая идея создания Концепции направлена на формирование системного подхода к приобщению детей к коми народным традициям и развитию традиций детского сада.
Данная проблема является актуальной, т. к. национальные традиции – это : -национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору; - сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию; - культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
I. Характеристика текущего состояния приобщения к народным традициям и развития традиций детского сада.
В детском саду имеются определенные условия для приобщения к коми традициям и культуре. В каждой группе имеются предметы национального характера. Используются в работе предметы народных художественных промыслов и предметы декоративно-прикладного искусства, которые воплощают в себе национальные традиции коми и русского народа. Используется в работе с детьми фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Регулярно проводятся фольклорные праздники. Ведется ознакомление детей с народной декоративной росписью, в том числе и коми узорами. В содержании отдельных разделов программы просматривается включение родной культуры и национальных традиций. Ведется обучение коми разговорной речи. Приобщение к национальной культуре ведется в повседневной жизни детей и во время образовательной деятельности в форме выставок, экскурсий, продуктивной деятельности, конкурсов и праздников. У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа, к народным праздникам. Но следует отметить, что знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Анализ фотоснимков занятий, мероприятий показал, что многие не проявляли эмоциональной отзывчивости в ситуациях, не имеющих для них личной значимости. Небольшой процент детей смогли рассказать коми стихотворение, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
II. Существующие проблемы в сфере приобщения к народным традициям и развития традиций детского сада
Текущее состояние приобщения воспитанников к народным традициям и развития традиций детского сада имеет положительную динамику, однако есть проблемы, которые требуют решения.
1. Слабая система взаимодействия двух корпусов детского сада после объединения.
В каждом детском саду национально-региональный компонент внедрялся самостоятельно, сложились различные традиции учреждений и в настоящее время данное направление приобрело бессистемный характер.
2. В деле сохранения народных традиций и развития традиций детского сада принимают участие не все группы учреждения, часто исторические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, без учета имеющегося исторического опыта.
3. Недостаточно в учреждении методического материала для внедрения национально-регионального компонента.
4. Не все родители воспитанников поддерживают внедрение регионального компонента.
5. Ослаблены связи с учреждениями социальной сферы.
III. Основные пути решения проблем,
1. Систематическое повышение квалификации педагогов по данному направлению в форме семинаров, мастер- классов и самообразования. Поддержка и стимулирование педагогов, ведущих обучение коми языку.
2. Активизация работы с центром изобразительного искусства, станцией юннатов, детской библиотекой и другими учреждениями социальной сферы.
3. Целостность, системность, последовательность, учет информации, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, использование технологии "погружения" в историю как, среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка. Включение дополнений в программу развития детского сада. Включение дополнений в образовательную программу детского сада. Разработка рабочих учебных программ по краеведению и обучению коми языку.
4. Приведение в систему традиций детского сада с учетом сложившихся традиций в каждом корпусе.
5. Привлечение родителей воспитанников к мероприятиям детского сада.
IV. Цели и задачи.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам коми национальной культуры и традициям
Задачи:
1. Пробуждать интерес дошкольников к коми народной культуре, к коми народным традициям, истории коми народа на принципах сотворчества педагогов, родителей и детей, доступности и заинтересованности всех участников образовательного процесса.
2. Активизировать работу с родителями и социумом в данном направлении;
3. Доработать программу развития детского сада, образовательную программу. Разработать рабочие учебные программы по краеведению и обучению коми разговорной речи.
4. Внедрить в практику работы с дошкольниками технологию "эмоционального погружения в историю";
5. Изучить эффективность внедрения технологии "погружения" с точки зрения привлечения детей дошкольного возраста к традициям народа коми.
6. Систематизировать традиции детского сада с учетом сложившихся традиций в каждом корпусе.
Прогнозируемые результаты реализации Концепции
Реализация мероприятий Концепции позволит :
- Обобщить опыт работы педагогов учреждения.
- Систематизировать работу по внедрению национально-регионального компонента и сохранению традиций коми народа.
- Обеспечение на условиях партнерства взаимодействие всех субъектов участвующих в сохранении, поддержке и развитии традиций коми народа и коми речи.
- Использование технологии «погружения» детей в историю в повседневной работе.
- Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях и обычаях, быте и особенностях ведения хозяйства коми народа; знание фольклорных форм (песен, скороговорок, и преданий); наличие представлений о коми народных промыслах.
- Систематизировать традиции детского сада, привлечь воспитанников к созданию новых.
ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции
№ п/п Наименование мероприятия Срок реализации
1.
Обсуждение и принятие концепции приобщения детей к традициям в условиях сельского детского сада Декабрь 2013 года
2.
Разработка плана реализации Концепции Декабрь 2013 года
3.
Внесение изменений в программу развития МБДОУ Март 2014 года
4.
Внесение изменений в образовательную программу дошкольного образования МБДОУ Май 2014 года
5. Разработка рабочих учебных программ по краеведению и обучению коми языку Май – июнь 2014 года
6.
Разработка рабочих учебных программ по краеведению Май-июнь 2014 года
7. Реализация Концепции. Этапы:
1. От понятия «традиция» до семейных традиций.
2. От семейных традиций до традиций детского сада.
3. От традиций детского сада до коми народных традиций.
4. Ознакомление с традициями других народов. Январь 2014 года-
декбрь 2015 года
8.
Мониторинг результатов реализации Концепции Декабрь 2015 года
9. Обобщение итогов и распространение опыта работы по приобщению детей к традициям в условиях сельского детского сада Январь 2016 года