Светлана Балк
Концепция социально-педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. Определение понятия «социально-педагогическая деятельность»
Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Осуществляется она социальными педагогами как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.
Публикация «Концепция социально-педагогической деятельности» размещена в разделах
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.
Социально-педагогическая деятельность носит процессный характер, ее результаты складываются не в одно мгновение, а требуют много времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником ее развития являются противоречия между состоянием социальной ориентации и функционирования человека и потребностями его очеловечивания и общественными интересами.
Слайд 3. Структура и направленность социально-педагогической деятельности
Как и любая профессиональная деятельность, социально-педагогическая деятельность имеет определенную структуру. Основными ее компонентами являются:
•определение цели и задач деятельности;
•определение субъекта и объекта деятельности;
•определение содержания деятельности;
•выбор методов и технологий работы;
•выбор форм деятельности;
•реализация намеченного плана деятельности;
•корректировка деятельности;
•анализ результатов.
Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.
К основным принципам социально-педагогической деятельности относят :
индивидуальный подход;
опору на положительные стороны личности подопечного;
объективность подхода к подопечному; конфиденциальность.
Слайд 4. Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются :
•деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;
•деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:
•непосредственную работу с ребенком;
•посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.
Слайд 5. Виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:
•социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;
•социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;
•социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;
•социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей.
В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда и в профилактической работе.
Слайд 6.
Цели, задачи, предмет, объект социально-педагогической деятельности
Цель социально-педагогической деятельности по мнению И. А. Липского следует считать продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующей его активное участие в преобразовании социума.
Выделяют следующие задачи социально-педагогической деятельности :
•Формирование социальной компетентности человека. Данная задача реализуется посредством его социального обучения
•Воспитание комплекса чувств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей средой (социальную адаптивность, социальную автономность и социальную активность, это реализуется на основе социального воспитания.
•Содействие в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой, реализуется через социально-педагогическое сопровождение.
Слайд 7.
Субъект социально-педагогического процесса - это либо подготовленный специалист, либо родитель, либо какое-либо третье лицо (группа) по отношению к человеку, на которого направлена его (их) деятельность. В качестве субъекта выступает и сам человек по отношению к себе при осуществлении саморазвития, самовоспитания.
Предметом социально-педагогической деятельности являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений.
Объект социальной работы - система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества).
Выделяют следующие объекты социально-педагогической деятельности :
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации,
дети, оставшиеся без попечения
дети инвалиды, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии
дети жертвы вооруженных конфликтов и катастроф
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
дети жертвы насилия
дети, находящиеся в спец. учреждениях
дети из малоимущих семей
дети с отклонениями в поведении.
Система межведомственного взаимодействия социального педагога с КДН, участковыми инспекторами и другими организациями классными руководителями:
1. Поддерживать постоянную связь с КДН, участковыми инспекторами по различным вопросам работы школы по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся
2. Систематически сверять списки учащихся, состоящих на учете в КДН и задержанных за различные правонарушения и преступления
3. Приглашать сотрудников КДН, специалистов правоохранительных органов, врачей, работников ГИБДД и других специалистов для проведения лекций
4. Участвовать в месячнике правовых знаний
5. Проводить работу по снятию с учета подростков, исправивших свое поведение и отношение к учебе и не совершающих правонарушения
6. Посещать районные мероприятия, семинары
7. Совместно с участковыми инспекторами проводить рейды по посещению семей «трудных» учащихся и неблагополучных семей
8. Изучать опыт работы социальных педагогов других школ