Юлия Скобелева
План-конспект занятия «Мои верные помощники» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия "Мои верные помощники" (подготовительная группа)
Пояснительная записка. Это занятие, в котором я хочу отследить знания детей о функции и защите органов чувств, с помощью опытов и путем экспериментирования. Считаю, что тема актуальна, т. к. в современном обществе большое значение уделяется формированию привычки к здоровому образу жизни.
Публикация «План-конспект занятия „Мои верные помощники“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Цель: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека: глаза, уши, нос, язык, кожа.
Задачи: воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования; воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать и анализировать.
Материалы
ноутбук, фонограмма записей различных звуков; бумажные воронки по количеству детей; банан, огурец, апельсин, лук, чеснок; 3 стакана с водой;
соль, сахар, лимон; кисточки, счетные палочки по количеству детей;
шоколад; по одной бутылке с холодной и теплой водой; стойка с листочками;
шарф, пирамидка, матрешка, кукла, кубик, картонный квадрат и треугольник.
Организация детей: на ковре, сидя на стульчиках.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о «верных помощниках» - это наши органы чувств. Но прежде, чем мы начнем, давайте познакомимся, вы будете моими ассистентами т. е. помощниками (встают представляются) :
Итак. Ребята, вы знаете, какие 5 органов чувств есть у нас? (орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – язык, орган обоняния – нос, орган осязания – кожа). Правильно!
- Скажите, пожалуйста, чем мы слышим? (Ушами). Правильно, ухо – орган слуха. Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце слухового прохода есть тоненькая пленочка, как она называется? (Перепонка). Да, звук ударяется о нее и мы его слышим. Давайте попробуем определить какие звуки прозвучат ( фонограмма: свист, едет поезд, шумит лес, бубенцы, метель). А сейчас проведем такой эксперимент: возьмем бумажные воронки, поднесем к уху и еще раз прослушаем те же звуки. Когда звуки были громче? (во второй раз). Звук не рассеивается вокруг нас и поэтому лучше поступает в ухо. Человек должен заботиться об ушах? (да). Что мы должны делать? (мыть, чистить только с помощью взрослых, закрывать уши в холодную и ветреную погоду, не толкать в уши мелкие предметы).
Как называется орган обоняния? (нос).
Зачем нам нос?
(беседа-рассуждение)
И зачем только они нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь, да нос расшибешь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы и ртом можем. Так? Так, да не так.
Нос наш не менее важен, чем другие органы. И дышать желательно именно носом, а не ртом. Почему? А вот послушайте.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски, выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. (Можно показать рисунок - нос в разрезе). Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым, и очищенным от микробов.
Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается. Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом. А еще нос первым сообщит мозгу о не пригодном для дыхания воздухе (газ, химические запахи). А как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос!
Насморк. Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи. С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким.
Профилактика насморка
Еще древние греки говорили: "Держи голову в холоде, желудок в голоде, А НОГИ В ТЕПЛЕ". Старайтесь, чтобы ноги были всегда теплые и сухие. Промочили ноги - немедленно домой переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят с собой запасные носки и обувь. И никогда не тронуться в путь, пока не высушат, отсыревшую пару у костра…
Как вы думаете, у какого живого существа самый чуткий нос? (у собаки). Правильно, нос собаки помнит 1 000 000 запахов. Но и наш нос тоже может определить много запахов. Сейчас в этом убедимся. Вы закроете глаза и будете определять чем пахнет только с помощью носа (поочередно поднести тарелочки с нарезанными бананом, огурцом, апельсином, луком, чесноком). Молодцы, справились и вы и ваши носы!
Правила гигиены и безопасности
Нельзя ковырять в носу пальцами тем более острым предметом.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
При насморке нельзя сильно сморкаться, а также втягивать слизь в себя. Это может привести к заболеванию среднего уха.
Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным для каждого члена семьи.
Итак, мы поговорили об органе слуха, органе обоняния. На очереди орган вкуса. Что это? (язык). Для чего человеку язык? (помогает жевать, перемешивать пищу, говорить, определять вкус еды). Если бы на языке не располагались специальные маленькие точки, то вся пища была бы безвкусной, одинаковой на вкус. Давайте сейчас с помощью этих точек и определим, какая вода в стаканах. На цвет она вся какая? (прозрачная, бесцветная). На запах? (одинаковая, нечем не пахнет). А на вкус? (определяют, что вода в стаканах сладкая (сахар, соленая (соль, кислая (лимон).
Теперь закройте глаза и определите с помощью языка, что я вам на него положу. Только сразу не говорите, я скажу когда можно…Что это? (шоколад). Вкусно? (да).Какой орган помог вам определить вкус? (язык). Прожуйте и становитесь на разминку.
Физкультминутка.
Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед.
(наклоны с поворотом вокруг себя).
В той избушке есть старушка, бабушка Яга живет.
(приседания с хлопками).
Нос крючком (руки вперед себя,
Глаза большие (круговые вращения кистями,
Словно искорки горят (сжимать и разжимать пальцы).
Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.
(наклоны вправо – влево с выставлением ладоней возле ушей).
А под печкою кузнечики куют – куют – куют,
Словно песенку веселую поют – поют – поют.
(удары кулачками по кругу перед собой).
Хлоп – туда, хлоп – сюда (хлопки вправо – влево).
Нет особого труда (прыжки на месте, руки на поясе).
Молодцы! Идем дальше. Орган осязания, это что? (кожа). Кожей покрыто все тело человека. Скажите, какого цвета бывает кожа у людей? (черная, желтая, белая). Давайте проведем эксперимент и сравним нашу кожу по цвету: заворачивайте рукава одежды и сравнивайте цвет своей кожи с цветом кожи соседей. Отличается? (да). Но, какого бы цвета ни была кожа, чувствует она у всех одинаково. Что может чувствовать кожа? (боль, тепло, холод, давление, прикосновение). Проведем эксперимент с разными предметами. Возьмите кисточки и проведите ими по руке. Что чувствуете? (легкое прикосновение, приятно). Теперь возьмите палочки и надавите на кожу. Что она чувствует? (давление). Теперь я дам вам потрогать вот эту бутылочку. Что ощутили? (тепло). А теперь потрогайте другую. Что чувствуете? (холод). Прикосновение, давление, тепло, холод, чем вы ощутили? (кожей).
Хотя бы раз в жизни каждый из вас чувствовал кожей боль. Вспомните и скажите, когда это было (сдавали кровь из пальца, задели колючки растений (роза, малина, поцарапала кошка, прикоснулся к очень горячему предмету, порезался ножом, другим острым предметом). Скажите, это хорошо или плохо, что человек чувствует кожей боль? (хорошо). Что могло бы случиться, если бы этого не происходило? (ответы детей). Человек должен заботиться о коже? (да). Скажите правило здоровой кожи (чтобы кожа была здоровой, она должна быть чистой). Скажите, пожалуйста, как еще называется кожа? (орган осязания).
А сейчас я хочу поговорить с вами о самом главном нашем помощнике, без которого в жизни людям приходится очень тяжело, плохо. Если отгадаете загадку, значит узнаете, о чем пойдет разговор.
Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это? (глаза).
У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.
-Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи.
-Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
-А знаете ли вы, что Муравьи даже днем видят звезды.
-У пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Так, например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет
Как вы думаете, зачем человеку глаза? (чтобы видеть). Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (нам бы пришлось очень тяжело). Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.
1. Эксперимент “Собери листочки” (с завязанными глазами самостоятельно пройти к стойке с листочками и собрать их, после ребенок передает свои ощущения).
2. Что стоит к нам ближе, пирамидка или матрешка? Как вы определили? (посмотрели глазами). Значит, что могут определить глаза? (расстояние).
3. Что больше, кукла или кубик? (кукла). Что еще могут определить глаза? (размер).
4. А могут ли они определить форму? (да). Как называется эта фигура? (квадрат). А эта? (треугольник). А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).
5. А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да). Назовите предметы, которые бывают красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета (ответы детей).
Природа заботливо оберегает глаза: они располагаются в специальных углублениях – домиках. Как они называются? (глазницы). Закрывают эти домики специальные дверки. Как они называются? (веки). А если появляется опасность, веки по приказу мозга моментально захлопнутся. Какие предметы могут быть наиболее опасными для глаз? (острые, твердые, дым).А от чего защищают глаза брови и ресницы? (от пыли, пота). Как нужно заботиться о глазах? (умывать, промывать, если заболели, защищать). Какие средства защиты для глаз вы знаете? (очки обыкновенные, солнечные, специальные – для работы на производстве, при нырянии в воду).
Правила гигиены и безопасности.
- Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см.
- После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль.
- Нельзя смотреть без темного стекла на солнце, сварку и другие яркие предметы. А вот зеленый цвет растений благоприятно воздействует на зрение.
-Нельзя долго смотреть телевизор, если смотришь, нужно, чтобы был еще источник света, т. к. яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Нельзя сидеть близко к экрану.
- Опасно тереть глаза руками, особенно если они грязные. Если в глаз что-нибудь попало, нужно промыть его водой. Если мусор не вынимается, нужно срочно обратиться к врачу.
Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами и от этого они быстро устают. Давайте и мы сейчас дадим глазам отдохнуть (ненадолго закрывают глаза) и сделаем гимнастику для глаз.
Ну вот, ребята, мы и познакомились с вами с нашими органами чувст. А как вы думаете, сможем ли мы обойтись хоть без одного из них? А почему? Молодцы, вы все знаете! И думаю, что вы никогда не забудете заботиться о своих верных помощниках. Будьте здоровы!