МААМ-картинки

Опыт работы «Патриотическое воспитание и социализация школьников»

Наталья Лозовая
Опыт работы «Патриотическое воспитание и социализация школьников»
▼ Скачать + Заказать документы

«МОИ ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ – 2021»

Лозовой Натальи Петровны

Номинация:

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

2021 год

«Если тебе доверили ребёнка на воспитание,

то верни его крылатым»

(Древняя притча)

Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание и социализация школьников“» размещена в разделах

Это моё педагогическое кредо. Может оно слишком простое, но я твердо усвоила за годы моей работы : мастерство классного руководителя не счастливая находка, а кропотливый поиск и труд, наполненный тревогой за детей, их открытиями и неудачами. Ведь от содержания и методики моей работы во многом зависит, каким станет мой будущий выпускник начальной школы.

В жизни каждого из нас был свой первый учитель, который вел нас за собой к вершинам знаний. Я - учитель начальных классов, первый учитель и классный руководитель. Это звучит гордо и ласково. Ведь именно мне доверяют родители самое дорогое, что у них есть – своих детей. И от меня зависит, как сложится дальнейшая школьная жизнь ребёнка.

Моя задача, как педагога состоит в том, чтобы выявить уникальный потенциал каждого ученика, помочь ребёнку проявить свои лучшие качества. А ещё, у меня огромная ответственность. Ведь, общаясь с детьми, я имею возможность влиять на их мировоззрение, вести их по жизни и учить самому главному — что такое хорошо и что такое плохо, ценить всё хорошее и творить добро.  

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Поэтому, мне необходимо приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что его здесь ждут.

Особое значение сегодня приобретает проблема патриотического воспитания младших школьников. Поэтому, я как классный руководитель, в начале первого класса поставила для себя цель: определить уровень патриотического сознания и гражданской позиции учащихся. Для диагностики я выбрала следующие методики: тестирование, наблюдение, беседа.

Первым этапом была предварительная диагностика по методике П. В. Степанова, Д. В. Григорьева, проведенная в начале 1 класса, которая показала следующий уровень сформированности отношения школьников :

- к обществу (отношение к родной природе, к Отечеству) : высокий уровень – 30%, средний уровень – 38%, низкий уровень – 32%;

- к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность) : высокий уровень – 58%, средний уровень – 37%, низкий уровень – 5%;

- к себе (самоуважение, требовательность к себе, организованность) : высокий уровень - 60%, средний уровень - 26%, низкий уровень - 14%.

Диагностика показала, что значительное число учащихся не имеет чёткого представления о том, в чём проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Осознание собственного «Я» у детей преобладает над понятием «Мы». Ребёнку важнее ближнее окружение (дом, семья, чем интересы школы, Отечества.

Диаграмма

В результате диагностики мною была определена следующая цель:

- воспитание патриотичной, гармонично развитой личности.

Для достижения данной цели мне необходимо решать следующие задачи:

- утвердить в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, уважения к традициям, к культурному и историческому прошлому России и Донского края;

- воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры области, сохранения традиций донского казачества.

Всю работу по патриотическому воспитанию я провожу в три этапа:

1 этап. Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям.

2 этап. Изучение истории Донского края, его прошлого и настоящего, культуры, быта, традиций.

3 этап. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.

Работая на достижение главной цели – воспитание патриотичной, гармонично развитой личности, я строю воспитательный процесс так, чтобы каждый прожитый день в школе оставил неизгладимое впечатление в жизни ребёнка.  Для меня, как классного руководителя, очень важно, чтобы мои воспитанники были одной семьей, могли помочь и поддержать друг друга в трудную минуту.

Проводя работу по этим направлениям, я тесно сотрудничаю с родителями потому, что духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание ребёнка начинается в семье. В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию и социализации школьников я использую :

помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий;

привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы).

Очень важно, когда взрослые живут интересами детей. Так дети вместе с родителями приняли участие во Всероссийской акции «Сдай макулатуру – спаси дерево» (Приложение 1, в школьном конкурсе поделок из природного материала «Дары природы Дона» (Приложение 2, в интернет-конкурсе «Нестле – здоровые дети» (Приложение 3).

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Так учащиеся первого класса с удовольствием посетили школьный музей, где собран материал, посвящённый героям-казакам и истории ст. Усть-Быстрянской (Приложение 4, а на уроке окружающего мира ребята подготовили проекты «Моя малая родина» и выступили с фоторассказами о своей малой родине (Приложение 5). В своей работе по классному руководству я стараюсь показать моим воспитанникам, что родной хутор славен не только природой (сосновый лес и река, но и своей историей, традициями, достопримечательностями и памятниками. В сентябре мы провели экскурсию к памятнику героям-казакам и стелле героям ВОВ (Приложение 6).

Основная цель воспитания школьника –  это социализация, то есть включение учащегося в общество, в человеческую культуру, в те социальные  условия, в которых он будет жить и работать.  

Согласно характеристике различных уровней развития коллектива по А. Н. Лутошкину, мои первоклассники пришли ко мне на уровне «Песчаной россыпи». Дети мало знали друг друга и боялись пойти на встречу друг другу. Были слишком робкими, не хватало опыта совместной работы. Отношения между ними были разными: и доброжелательными, и конфликтными. Скрепляющим звеном стали дисциплина и требования учителя.  

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся я предъявляю к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения. Дети младшего школьного возраста часто ссорятся и показывают агрессию, если у них нет друзей и увлечений. В этом случае я исправляю ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Я помогаю ребятам младшего школьного возраста не только оценивать свои способности и возможности, но и осознавать принадлежность к социальной среде и моя задача как классного руководителя – создать педагогическое пространство для развития личности ребёнка, обогащения его внутреннего мира.

Для своей работы в классе я выбрала следующие принципы воспитания :

Принцип уважения к каждому человеку;

Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха).

Для достижения  цели, я тщательно изучила различные диагностические методики известных передовых психологов и педагогов и подобрала методики для своей работы

Методика «Наши отношения»

Выявление типа темперамента; 

Тест «Дом-дерево-человек».

Изучив результаты, я поставила перед собой реализацию следующих целей

В области воспитания :  

формирование уважения человеческого достоинства; 

создание среды, формирующей терпимость к чужим мнениям и поведению.   

В области социализации :

формирование готовности мириться с чужим мнением; 

способствование принятию других такими, какие они есть; 

Высокой эффективности в воспитательной работе можно добиться, вовлекая своих учащихся в общественную деятельность и сотрудничая с другими общественными организациями, имея тесную и постоянную связь с семьями учащихся.  Хочется отметить, что все родители, бабушки и дедушки учащихся 1 класса охотно идут на контакт и стараются активно участвовать в жизни класса и школы. Именно поэтому, в тесном контакте с родителями, я делаю всё возможное, чтобы жизнь моих детей была насыщена приятными событиями и ненавязчиво подготавливаю их к самостоятельной жизни.  Для повышения социализации и эффективности воспитания учащихся я привлекаю родителей к организации и проведению экскурсий и различных мероприятий. Так мы посетили местную пожарную часть, где работают папы и дедушка моих учащихся. (Приложение 7).

Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Поэтому, в своей методической разработке по патриотическому воспитанию «Учащимся начальной школы о Великой Отечественной войне», посвященнной 75-летию Великой Победы,   (Приложение 8, я использовала материал из интернет-источников, видео из художественных и документальных фильмов о сражениях под Москвой, Сталинградом, Курском, Блокада Ленинграда, Брестская крепость. А так же создала электронное учебно-информационное пособие (интерактивный плакат) «Великая война и Великая Победа» (Приложение 9).

По моему мнению, с помощью изучения художественной литературы, просмотра документальных и художественных фильмов о войне, мы можем воспитать истинного патриота своей Родины.

Данная методическая разработка была представлена педагогическому сообществу на сайтах «Инфоурок», «Мультиурок», «Солнечный свет» и получила положительные отзывы.

Я очень хочу, чтобы мои маленькие птенцы не боялись отрываться от земли, «вставали на крыло», чтобы смогли познать радость полета. Поэтому, раз в четыре года, первого сентября, я спускаюсь с вершин своих знаний, беру за руку очередных пернатых, и мы вместе поднимаемся к вершинам новых знаний, прокладываем ученическую тропу, которая состоит из множества проб и ошибок, конкурсов и мероприятий.

Всегда спешите к детям, радуйтесь каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами!

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Фотоотчет. Патриотическое воспитание школьников. Выезд в с. Рощино. Реконструкция штурма полицейского участка ХандасуФотоотчет. Патриотическое воспитание школьников. Выезд в с. Рощино. Реконструкция штурма полицейского участка Хандасу Выезд воспитанников в с. Рощино Смирныховского района. Реконструкция штурма полицейского участка Хандасу. Цель: Патриотическое воспитание.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Патриотическое воспитание и социализация школьников»
Опубликовано: 22 марта 2022 в 22:53
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Патриотическое воспитание и социализация школьников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лозовая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД