Ирина Несмеянова
Модульное планирование образовательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время решается проблема обновления содержания воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Усилия педагогов направлены на преодоление разрыва между существующим и необходимым (требуемым обществом) состоянием педагогического процесса.
На современном этапе развития дошкольного образования, в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов ДО, в действующую структуру планирования вносятся существенные изменения.
Публикация «Модульное планирование образовательной работы» размещена в разделах
В основе комплексно-тематического планирования основной общеобразовательной программы нашего ДОУ заложены праздники и события, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:
- явлениям нравственной жизни ребенка;
- окружающей природе;
- миру искусства и литературы;
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям;
- наиболее «важным» профессиям;
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка.
Планирование воспитательно- образовательного процесса может осуществляться на основе модульного подхода, который обеспечивает высокоэффективную реализацию педагогических задач.
Содержание модуля реализуется одновременно в блоках, которые представлены на слайде.
НОД;
образовательной деятельности в режимных моментах;
самостоятельной деятельности детей
Алгоритм.
Работа по составлению модуля начинается с тематики. Затем решается вопрос о сюжете модуля. Ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Это сможет быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, работа кукольного ателье, подготовка к спектаклю и др. Интересным поводом для организации модуля являются праздники, в том числе групповые: чаепитие, конкурс, выставка, КВН и др. Не меньшие возможности предоставляют и различные виды труда, исследовательская работа и другие интересные для ребят формы деятельности.
Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей — они знают, для чего проводится НОД, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность.
Наметив тему и разработав сюжет, особое внимание уделяю «завязке» (проблема) модуля. Она позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью детей, той ситуацией, которая складывается в группе.
Например: Тема: День защитника Отечества.
Особенностью нашей группы является повышенная двигательная активность мальчиков, которая переходит часто в конфликты, потасовки. Моей основной задачей стало перевод их активности, энергии в позитивное направление: формирование позиции мужчина как защитник.
С другой стороны, дети очень интересуются техникой, в том числе и военной. Приносят из дома игрушки, роботов – трансформеров. Таким образом, сюжетом модуля будет являться современная армия.
Поэтому завязкой сюжета данной темы стал ситуативный разговор об особенностях мальчиков как будущих мужчин – защитников слабых (маленьких, младших детей, девочек, пожилых людей).
Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой или любимым делом.
Планирование осуществляется поблочно:
Тема, период
Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Название и форма итогового мероприятия
В печатном варианте вы можете познакомиться с примером модульного планирования. Темы НОД отражают тематику модуля. Используются интегрированная НОД. Чаще всего интегрируем познание с художественным творчеством, в данной тематике – познание с физическим развитием.
При планировании режимных моментов на день, продумываю использование различных видов деятельности дошкольников и форм работы с ними. Дети нашей группы поздно утром приходят в детский сад, поэтому в утреннее время планирую 1 или 2 формы работы с детьми, но по разным направлениям развития.
Последнее НОД модуля становится заключительным и наиболее интересным. На нем подводим итоги проделанной работы, и организуем в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, презентации.
Организация среды для самостоятельной деятельности детей.
Специально для модуля совместно с родителями и при непосредственном участии детей создается развивающая среда, которая включает в себя атрибуты к сюжетно-ролевым играм, полифункциональные поля для режиссерских игр, подбирается художественная литература, настольно-печатные игры, видеофильмы и аудиокассеты и т. д.
Взаимодействие с родителями, социумом
Реализация модульного подхода предусматривает обязательное информирование родителей о происходящем в группе и детском саду через информационные листы и газету «Ладушки», участие родителей в мероприятиях.
Таким образом, модульное планирование позволяет интегрировать все виды деятельности, педагогический процесс становится самой жизнью детей, все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания, не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.