Анна Волкова
Консультация для воспитателей «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам- он будет долго напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, он их усвоит налету.»
К. Д. Ушинский.
Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте, но это и сложная задача воспитания. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок начинает мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф. Х. Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общение с окружающими людьми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Эффективный способ решения проблемы развития речи и интеллекта детей – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у детей формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности. Из всех существующих приемов, по мнению многих педагогов-психологов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный метод «моделирования».
Можно начинать работу со схемами со 2 младшей группы, воспитатели ставят перед собой такие задачи:
- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;
- рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек)
- рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом (из серии «Мы играем», «Наша Таня»);
- через драматизацию знакомых сказок составлять высказывания повествовательного типа;
- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье и т. д.).
В работе с детьми используются картинно-схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого дошкольники учатся составлять описательные рассказы и рассказывать знакомые сказки («Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»).
В средней группе ставятся следующие задачи:
- учить пересказывать не только содержание хорошо знакомых сказок, но и тех, которые услышали впервые;
- в рассказывании по картине или игрушке учить сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа;
- обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований, дать представление о разных зачинах (однажды, как-то раз);
- научить детей включать в повествование элементы описания действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, характеристики персонажей.
-научить составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры.
В старшей группе должны овладеть следующими умениями:
- при пересказе последовательно пересказывать без помощи воспитателя;
- выразительно передавать диалоги, характеристики персонажей;
-при рассказывании по серии сюжетных картинок учить составлять повествовательные рассказы, указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине.
Особые затруднения вызывают: соблюдение структуры рассказа, его логическая последовательность и языковое оформление высказываний. Поэтому читаемый ребенку рассказ должен быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных-условными). Хорошо использовать в работе дидактические игры на описание игрушек («Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто больше узнает и назовет?», «Узнай по описанию», «Узнай, что за зверь», «Что у кого?»). Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия, высказывать активно свое мнение, сравнивать и обогащать свой словарный запас, связно и последовательно описывать внешний вид объекта. Формируется понятие, что всякое высказывание имеет начало, середину и конец, т. е. строится по определенной схеме. Используются игры «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм готовятся схемы, а дети «наполняют» их различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляется повторяющимися вопросами. Эти игры учат рассказывать о содержании каждой картины, связывая их в один рассказ, в котором есть начало, середина и конец.
Игры-драматизации побуждают детей к монологу и диалогу. Для этого используются разнообразные театры: «Красная шапочка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка» и т. д. Дети вынуждены задавать вопросы, отвечать на них, давать развернутые ответы. В ходе этих игр ставятся такие задачи: развивать речевую способность, умение планировать и последовательно строить свои высказывания.
При пересказе сказок можно предложить детям использовать моделирование- заместители. Например, в сказке «Заюшкина избушка» круги разного цвета. В ходе обсуждения воспитатель ставит проблемные вопросы. Для зайца белый круг, почему? И т. п. Таким образом дети сами ставят сказку, заменив ее персонажей на геометрические фигуры разного цвета.
В подготовительной группе задачи по развитию речи усложняются :
- научить строить разные виды текстов с соблюдением их структуры и использования разных типов внутри текстовых связей;
- сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам на темы из личного опыта;
- в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- учить анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности.
В этой группе необходимо развивать у детей умение творческого составления рассказа, сказки, истории. Для этого в работе используется картинно-схематический план смысловой последовательности частей, прослушанных текстов, художественных произведений, рекомендованных Л. А. Вангер. Нужно научить детей избегать готовых образцов, шаблонов, учить искать свои оригинальные решения, используя воображение. Со временем нужно уменьшать опору на модель, т. к. ребенку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детальное изображение. Здесь целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам, но давать индивидуально по 2-3 разного цвета. И уже недостаточно просто назвать, но и придумать, кто это и что с ним однажды случилось.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.