Наталья Быкова
Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Модель создания предметно пространственной-развивающейся среды этнокультурной направленности
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно пространственной -развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Значимость новых подходов к моделированию предметно пространственной развивающей среды вызывает необходимость поиска путей и средств организации предметно пространственной -развивающей среды.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
В ООУ нами разработана и успешно реализуется модель организации предметно пространственной - развивающей среды, представляющей собой систему организационных форм работы учреждения по созданию предметно- пространственной развивающей среды, этнокультурной направленности, способствующей улучшению качества образовательного процесса.
Для нашего многонационального государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру и язык своего народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому поколению. В связи с этим формирование этнокультурной идентичности в ООУ приобретает особую актуальность.
Следует отметить, что в последние годы расширяются формы и средства этнокультурного образования, усиливается социокультурный аспект. Для целей воспитания привлекаются все возможные положительные факторы, влияющие на формирование личности. В этом особое место занимает дизайн развивающей предметной среды этнокультурной направленности. Именно он оказывает значительное воздействие на формирование этнокультурной идентичности, поскольку дает возможность знакомить детей с образцами этнических культур и рассматривается не только с материально-функциональной точки зрения, но и как качественное пространство культуры - пространство ценностей, идеалов, культурных образцов, символов, знаков, национальных традиций и т. д.
Большая роль в становлении национального самосознания в южных регионах нашей страны принадлежит знакомству детей с казачьей народной культурой. Волгоградская область традиционно является землёй донского казачества. К сожалению, можно сказать, что большинство современного населения у нас, плохо знакомо с культурой Донского казачества. Между тем именно опора на нее в нашем регионе может вернуть утраченные нравственные ценности, способствовать становлению национального самосознания детей. Следование обычаям традиционной культуры Донского казачества развивает у детей чувство национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа среди других народов России и мира и обеспечивает становление на этой основе национального сознания. Казачьи народные традиции, используемые в формировании национального самосознания старших дошкольников, мы разделили на несколько направлений.
1. Создание атмосферы казачьего быта. Окружающие предметы, впервые воспринимаемые ребенком, должны быть связны с местным укладом. Это помогает детям с самого раннего возраста осознать, что они являются неотъемлемой частью казачьего субэтноса.
2. Традиционная празднично-обрядовая культура Дона – важная составляющая самобытной культуры Донского казачества. Она создает условия для передачи традиций из поколения в поколение, закладывая основы национального самосознания
3. Народный казачий фольклор, казачье народное искусство. В устном народном творчестве казаков в полной мере отразились черты свободолюбивого характер казачества, его нравственные ценности, отражающие представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.. 4. Казачьи народные игры способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, нравственные понятия.
Особенностью данной работы является создание зон, обеспечивающих соответствующие условия для физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учетом этнопедагогических традиций.
Интересной находкой педагогического коллектива учреждения стало создание неповторимой индивидуальности предметно-пространственной развивающей среды музей «Русской избы». Экспонаты были собраны благодаря старейшим жителям села, сотрудникам и родителям. Здесь проводятся занятия по приобщению к истокам культуры казачества.
С целью полифункционального использования пространства группового помещения, мы условно разделили его на 3 части:
- зону для спокойной деятельности. (В этнопедагогике основным средством воспитания детей 3-7 лет является игровая деятельность, в которой тесно переплетаются, с одной стороны, познавательные и подвижные игры, направленные на интеллектуальное и физическое развитие, а с другой - детско-взрослая совместная деятельность в форме игры по обучению хозяйственным навыкам. Это различные настольные игры. Фольклор. В игровом уголке подобраны и изготовлены: национальная посуда, (чугунки, захваты, чапольники, рогачи, иллюстрации, фотографии, национальная одежда, предметы быта. Для сюжетно - ролевых игр и дидактических игр: «Собери узор из геометрических фигур», «Собери узор из бисера».
- зону для деятельности, связанной с интенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.) : национальные виды спорта: «Городки,
- рабочую зону. Это творчество детей. Здесь находится всё необходимое для поделок декоративно - прикладного искусства, образцы росписи в произведениях которого, отражаются традиционные культурные ценности этносов и этнических групп. Мы собираем кору берёзы для изготовления различных поделок, замши и кусочки ткани для аппликации казачьего орнамента и узора, бисероплетения. В книжном уголке знакомимся с биографией и творчеством местных поэтов и писателей. В «Музыкальной гостиной» подобраны аудиозаписи народных казачьих песен, музыки, (народных инструментов, записи национальных танцев и песен. В уголке природы дети знакомятся с растительным и животным миром нашего региона: это красная книга, гербарий, макеты, альбомы о животных, птицах, рыбах, насекомых, макеты экосистем.
Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.
Оснащенная таким образом предметно- пространственная развивающая среда позволяет работать со всеми детьми, с подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством различных видов деятельности ребенка, но и предоставляет возможность удовлетворить их познавательные интересы и формирование нравственно-эстетических чувств.
Предметно пространственная - развивающая среда этнокультурной направленности в дошкольном образовательном учреждении, прежде всего, должна соответствовать двум основным требованиям:
- обеспечить условия для педагогического процесса, выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции;
- создать условия для формирования личности носителя этнической культуры.
В результате проделанной работы наши воспитанники ближе познакомились с национальной культурой родного края, что способствовало воспитанию этнокультурно - ориентированной личности, формированию национального самосознания, развитию у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своей нации и этноса в мировом историческом процессе.
Дошкольный возраст, как возраст формирования личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования толерантности, уважения к культуре разных народов многонациональной нашей родины. И поэтому является базой зарождения первых ростков гражданско - патриотических чувств.
Литература:
1. Скоролупова О. А, Федина Н. В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное
воспитание. -2012. -№2. -с. 13-27.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"// Вестник Образования России. -2013.-№3-4.-159с.
3. Хухлаева О. В. Этнопедагогика : социализация детей и подростков в традиционной культуре. - М. : МПСИ, 2008. - 248 с.