Лина Тетцоева
Построение развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт воспитателя МБДОУ№41 Тетцоевой Л. А.
Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Публикация «Построение развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС и выполняет разные функции-бразовательная,развивающую,воспитательную,стимулирующую,организованную,коммуникативную. Но самое главное –что она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Развивающая среда в моей группе построена так,что со всем что находится в группе,дети могут играть,преобразовывая пространство. Я стараюсь поддерживать проявления активности ребенка в различных видах деятельности,создаю условия для реализации творческих идей. В группе есть место свободное от игрового материала,где ребенок может стать творцом своего предметного окружения,может оборудовать игровое поле по своему усмотрению. Так же мною учитывается и принцип эмоциональной насышенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе, включает в себя:
1. Игровой уголок является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки- животные, куклы разной направленности, наборы посуды, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т. д.).
2. Физкультурный уголок содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки,кегли, скакалки, мешочки с грузом, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, ползания и лазанья.
3. Музыкальный уголок один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка, народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
4. Уголок театрализации– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В уголке размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный,, пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
5. Уголок дежурства расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит.
Спокойная зона
1. Книжный уголок-содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творче-ством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.
2. Уголок познания имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, числовой ряд, счеты, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др., различные виды мозаик, современные пазлы. В уголке содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуда,материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, дидактические игры по обучению грамоте, циферблат часов.
3. Уголок экспериментирования представлен многообразием коллекций (камни,, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.
4. Уголок художестенного творчества. В нем размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски, для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки).
5. Уголок дидактически и развивающих игр. В нем расположены настольные мозаики,лото,игры на классификацию предметов по признакам,разрезные картинки,набры картинок «Раньше-сейчас»,наборы картинок (виды животных,транспорт,профессии,виды спорта и т. д.)
6. Уголок краеведения. В нем содержится: Российский флаг, герб, флаг РСО-Алния,герб,герб города Владикавказа,кукла в национальном костюме,пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России. Подобран материал о родной республике и городе Владикавказе, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Северной Осетии. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой республика», «Мой город».
В группе имеется материал для конструирования-крупный строительны конструктор,тематический строительный набор «Городок»,конструктор «Лего»,небольшие фигурки для обыгривания построек (фигурки животных,людей,макеты деревьев)
При создании предметно-развивающей среды я учитывала принципы половых и возрастных различий детей. В группе подобраны предметы,подчеркивающие гендерную принадлежность детей. Например такие сюжетно-роевые игры как «Хозяюшка», «Семья», «Парикмахерская» для девочек. Для мальчиков же более интересны «Автосервис», «Моряки», «Пограничники»,наборы солдатиков,набор рабочих инструментов,имитация костюмов полицейских,пожарных,военных,пистолеты,машинки разных размеров.
Все игровые материалы находятся в контейнерах,что позволяет детям организовывать игры в любом уголке группы.
Таким образом я могу сказать,что ПРС в моей группе создает комфортабельность для каждого ребенка и работает на его самостоятельность и самодеятельность.