Ирина Ельшина
Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, не всегда ребенку удается овладеть осмысленной речью так, как положено, вследствие множества причин. Среди многочисленных способов, призванных помочь детям научиться правильно разговаривать, особое место занимает мнемотехника для дошкольников.
Не все родители знакомы с этим понятием, но на практике оказывается, что развитие речи младших дошкольников посредством мнемотехники – это не что иное, как ассоциативные образы. При помощи них родители, сами того не понимая, обучают своего малыша, просто читая ему книжки в стихах, сопровождающиеся картинками, обучая его веселым четверостишьям типа: «каждый охотник желает знать…», и им подобные.
Публикация «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая
Технология мнемотехники для дошкольников
Учеными, наблюдающими за дошкольниками с отставанием в развитии связной речи, обнаружено, что применение мнемотехники у них значительно ускоряет темпы обучения. Ведь у таких малышей, имеющих небольшой словарный запас, часто возникают проблемы со связной расстановкой слов в предложении, со сложностью в запоминании слов.
Существуют различные книги по мнемотехнике для дошкольников, по которым с успехом занимаются как профессиональные педагоги и логопеды, так и сами родители. Освоить их совсем не сложно. Чтобы улучшить память малыша, его внимание и образное мышление можно начать с простых методов/ вот рекомендуемый перечень книг и методов по мнемотехнике :
1. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
2. Метод Цицерона.
3. Метод Айвазовского.
4. Методика Ушакова.
Над развитием мнемотехники работали такие педагоги как Т. А Ткаченко, Е. Н. Ефименкова, В. П. Глухов, Т. В. Большова.
Мнемостихи
Запоминать рифмованные строчки выходит далеко не у всех деток. А ведь это умение отлично развивает память и очень пригодится в школьные годы. Потребуется нарисовать, а еще лучше распечатать небольшие карточки с картинками, которые будут соответствовать словам из стишка.
Птичка, птичка (картинка с птичкой,
На тебе водички (мисочка с водой,
Спрыгни с веточки ко мне (картинка с веткой дерева,
Дам я зернышек тебе (малыш рассыпает зерна на землю).
Присмотревшись к детским книжкам, можно обнаружить, что каждой строчке соответствует своя картинка. Но чтобы не искать такие книжки в магазине, изготовить их можно самостоятельно. Таким образом, ребенок очень быстро запоминает любой стишок и со временем уже сам выкладывает картинки в нужной последовательности, сопровождая процесс стихотворением.
Мнемотаблицы
Рассказать сказку можно при помощи простой таблички. Ее делят на нужное количество секторов, каждый их которого имеет свое схематическое изображение. Слова к ним могут быть как в стихотворной форме, так и в форме сказки.
К примеру:
На огороде выросла репа (рисунок репы). Приехал дед на телеге собирать урожай (телега с лошадью, а там уже хозяйничает медведь (изображение медведя). Дед предложил мишке взять вершки, а себе корешки (картинка с вершками и репой). Медведь попробовал вершки и рассердился (изображение разъяренного медведя).
Мнемотехника, применяемая в коррекции речи дошкольников весьма многообразна. Помимо таблиц и стихов, это могут быть истории в картинках с пропущенными словами, вместо которых рисуются изображения. Или же можно применять игры с определением последовательности (одевания, выращивания растений и прочее). Деткам очень нравится такой игровой процесс обучения во время которого они, не замечая, осваивают грамотную речь.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы :
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.