Елена Кашина
План работы по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Актуальность:
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «План работы по самообразованию „Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.
Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д;
· недостаточный словарный запас;
· плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст
зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники.
Задачи:
1. Учить детей преобразовывать образы в символы.
2. Развивать речь и пополнять словарный запас; память, внимание и образное мышление; мелкую моторику рук; творческие способности, фантазию.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
-Обогащен словарный запас детей.
Родители:
-Вовлечены в процесс речевого развития детей;
-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.
Педагоги:
-Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
-Получение педагогами представления о мнемотехнике.
-Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей.
Этапы реализации плана по самообразованию:
1. Подготовительный.
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц).
4. Составление картотек мнемотаблиц по темам.
5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
2. Основной.
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;
- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по теме.
- Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, загадок, пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики, в исследовательской и экспериментальной деятельности.
3. Заключительный.
Подведение итогов. Конкурс чтецов.
Методы работы.
-Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
-Наглядный метод - показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
-Практический - составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
План работы с родителями на 2019 -2020 г. г.
- Сентябрь: Ознакомление родителей на родительском собрании «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
- Ноябрь: Папки-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
- Январь: Консультация для родителей «Использование загадок, как средство
формирования выразительности речи».
- Март: Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома».
План работы с детьми на 2019 -2020 г. г.
Сентябрь.
1. Работа с методической литературой. Изучение методической литературы по данной теме: Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
2. Разработка плана работы по данной теме.
3. Ознакомление родителей на родительском собрании с работой по развитию речи дошкольников по средствам мнемотехники.
4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.
5. Изготовление мнемотаблиц.
Октябрь.
1. Заучивание стихотворений «Посидим в тишине» - мнемодорожки. Е. Благинина, «О мальчиках и девочках» С. Я. Маршак, «Считалка» С. Белорусец, «Встали птицы на крыло».
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
2. Составление описательного рассказа о сезонных изменениях в природе осенью. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Цель: Закрепление с детьми знаний о сезонных изменениях в природе.
3. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
Цель: Закрепление с детьми знаний об овощах и фруктах.
4. Д\и «Какая сказка спряталась?» - мнемотаблица.
Цель: Развитие внимания, мышления.
Ноябрь.
1. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят».
Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя
мнемотаблицу.
2. Д\и «Домашние питомцы» - мнемоквадрат.
Цель: Совершенствовать навык рассказывания о правилах поведения при общении с животными.
3. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «По дубочку постучишь.», «Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский, «У лукоморья дуб зеленый.» А. Пушкин, «Вот моя деревня» И. Суриков.
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
4. Д\и «Угадай, кто я?» - мнемотаблица.
Цель: Развитие словарного запаса, внимания, мышления.
Декабрь.
1. Составление описательного рассказа о сезонных изменениях в природе зимой. Совершенствовать навык детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Цель: Закрепление с детьми знаний о сезонных изменениях в природе.
2. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Первый снег» Я. Аким, «Зима» В. Лунин, «Снежок» З. Александрова, «Едет Дед Мороз» Г. Тукаи.
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
3. Загадывание загадок о зимующих птицах - мнемотаблица.
Цель: Закрепление знаний детей по теме.
4. Пересказ сказки «Заяц хваста».
Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу.
Январь.
1. Составление рассказа «Зимние забавы».
Цель: Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.
2. Заучивание пальчиковой гимнастики - мнемодорожка. «Зимняя прогулка».
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.
3. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Чародейкою Зимою» Ф. Тютчев, «Ночь и день» П. Соловьёва.
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
4. Д\и «Опиши предмет».
Цель: Формировать умение подбирать к описанию предмета мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать речь детей.
Февраль.
1. Составление описательного рассказа о папе, дедушке «Защитники отечества» - мнемотаблица.
Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о
воинах, которые охраняют нашу Родину.
2. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Родина» З. Александрова, «Машины» Я. Тайц, «Кормушка» Н. Нищева, «Тихая сказка» С. Я. Маршак.
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
3. Д\и «Дополни словечко» - мнемодорожка.
Цель: Развитие связной речи детей, мышления.
4. Д\и «Какую пользу приносят животные» - мнемотаблица.
Цель: Учить соотносить домашних животных и предметы графической схемой; продолжать учить составлять предложения.
Март.
1. Составление описательного рассказа «Моя любимая мама» - мнемотаблица.
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать
развивать умение соотносить символы с образами.
2. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Маме» В. Шуграева, «Про дружбу» Ю. Энтин, «Мамин день» Г. Виеру, «Нарисую солнце».
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
3. Заучивание чистоговороки - мнемотаблица.
Цель: Развивать звукопроизношение.
4. Д\и «Какая вещь лишняя?» - мнемодорожка.
Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек». Закреплять знания известных сказок (рассказов, их персонажей.
Апрель.
1. Составление описательного рассказа «Весна» - мнемотаблица.
Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе весной,
совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить
знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные
связи и закономерности в явлениях природы.
2. Заучивание стихотворения - мнемодорожки. «Весеннее царство» С. Д. Дрожжин, «Апрель» Я. Аким, «Уж тает снег, бегут ручьи» А. Плещеев, «Встречаем весну».
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.
3. Составления рассказа «Космос».
Цель: Составить вместе с детьми мнемотаблицу и описательный рассказ.
4. Д\и «Добавь, чего не хватает» - мнемодорожка.
Цель: Расширять представления детей о внешнем виде животных.
Май.
1. Составление описательного рассказа «Насекомые».
Цель: Побуждать детей описать увиденное ими насекомое, составлять мнемотаблицы по теме, обогащать словарный запас детей.
2. Составлять описательный рассказ «Времена года».
Цель: Учить детей выделять различия между временами года, по предложенной воспитателем мнемотаблице.
3. Повторение ранее заученных стихотворений.
Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.