Папки-передвижки

План работы по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Елена Кашина
План работы по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мнемотехника, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность:

Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Публикация «План работы по самообразованию „Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д;

· недостаточный словарный запас;

· плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники.

Задачи:

1. Учить детей преобразовывать образы в символы.

2. Развивать речь и пополнять словарный запас; память, внимание и образное мышление; мелкую моторику рук; творческие способности, фантазию.

Ожидаемые результаты:

Дети:

-Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

-Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

-Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

-Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

-Обогащен словарный запас детей.

Родители:

-Вовлечены в процесс речевого развития детей;

-Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

-Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды.

Педагоги:

-Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.

-Получение педагогами представления о мнемотехнике.

-Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей.

Этапы реализации плана по самообразованию:

1. Подготовительный.

1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц).

4. Составление картотек мнемотаблиц по темам.

5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

2. Основной.

- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;

- Самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;

- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по теме.

- Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, загадок, пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики, в исследовательской и экспериментальной деятельности.

3. Заключительный.

Подведение итогов. Конкурс чтецов.

Методы работы.

-Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.

-Наглядный метод - показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

-Практический - составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

План работы с родителями на 2019 -2020 г. г.

- Сентябрь: Ознакомление родителей на родительском собрании «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

- Ноябрь: Папки-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

- Январь: Консультация для родителей «Использование загадок, как средство

формирования выразительности речи».

- Март: Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дома».

План работы с детьми на 2019 -2020 г. г.

Сентябрь.

1. Работа с методической литературой. Изучение методической литературы по данной теме: Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

2. Разработка плана работы по данной теме.

3. Ознакомление родителей на родительском собрании с работой по развитию речи дошкольников по средствам мнемотехники.

4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.

5. Изготовление мнемотаблиц.

Октябрь.

1. Заучивание стихотворений «Посидим в тишине» - мнемодорожки. Е. Благинина, «О мальчиках и девочках» С. Я. Маршак, «Считалка» С. Белорусец, «Встали птицы на крыло».

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

2. Составление описательного рассказа о сезонных изменениях в природе осенью. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Цель: Закрепление с детьми знаний о сезонных изменениях в природе.

3. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Цель: Закрепление с детьми знаний об овощах и фруктах.

4. Д\и «Какая сказка спряталась?» - мнемотаблица.

Цель: Развитие внимания, мышления.

Ноябрь.

1. Пересказ сказки «Волк и семеро козлят».

Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя

мнемотаблицу.

2. Д\и «Домашние питомцы» - мнемоквадрат.

Цель: Совершенствовать навык рассказывания о правилах поведения при общении с животными.

3. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «По дубочку постучишь.», «Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский, «У лукоморья дуб зеленый.» А. Пушкин, «Вот моя деревня» И. Суриков.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

4. Д\и «Угадай, кто я?» - мнемотаблица.

Цель: Развитие словарного запаса, внимания, мышления.

Декабрь.

1. Составление описательного рассказа о сезонных изменениях в природе зимой. Совершенствовать навык детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Цель: Закрепление с детьми знаний о сезонных изменениях в природе.

2. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Первый снег» Я. Аким, «Зима» В. Лунин, «Снежок» З. Александрова, «Едет Дед Мороз» Г. Тукаи.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

3. Загадывание загадок о зимующих птицах - мнемотаблица.

Цель: Закрепление знаний детей по теме.

4. Пересказ сказки «Заяц хваста».

Цель: Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу.

Январь.

1. Составление рассказа «Зимние забавы».

Цель: Продолжать учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.

2. Заучивание пальчиковой гимнастики - мнемодорожка. «Зимняя прогулка».

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

3. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Чародейкою Зимою» Ф. Тютчев, «Ночь и день» П. Соловьёва.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

4. Д\и «Опиши предмет».

Цель: Формировать умение подбирать к описанию предмета мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать речь детей.

Февраль.

1. Составление описательного рассказа о папе, дедушке «Защитники отечества» - мнемотаблица.

Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о

воинах, которые охраняют нашу Родину.

2. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Родина» З. Александрова, «Машины» Я. Тайц, «Кормушка» Н. Нищева, «Тихая сказка» С. Я. Маршак.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

3. Д\и «Дополни словечко» - мнемодорожка.

Цель: Развитие связной речи детей, мышления.

4. Д\и «Какую пользу приносят животные» - мнемотаблица.

Цель: Учить соотносить домашних животных и предметы графической схемой; продолжать учить составлять предложения.

Март.

1. Составление описательного рассказа «Моя любимая мама» - мнемотаблица.

Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать

развивать умение соотносить символы с образами.

2. Заучивание стихотворений - мнемодорожки. «Маме» В. Шуграева, «Про дружбу» Ю. Энтин, «Мамин день» Г. Виеру, «Нарисую солнце».

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

3. Заучивание чистоговороки - мнемотаблица.

Цель: Развивать звукопроизношение.

4. Д\и «Какая вещь лишняя?» - мнемодорожка.

Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек». Закреплять знания известных сказок (рассказов, их персонажей.

Апрель.

1. Составление описательного рассказа «Весна» - мнемотаблица.

Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе весной,

совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить

знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные

связи и закономерности в явлениях природы.

2. Заучивание стихотворения - мнемодорожки. «Весеннее царство» С. Д. Дрожжин, «Апрель» Я. Аким, «Уж тает снег, бегут ручьи» А. Плещеев, «Встречаем весну».

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

3. Составления рассказа «Космос».

Цель: Составить вместе с детьми мнемотаблицу и описательный рассказ.

4. Д\и «Добавь, чего не хватает» - мнемодорожка.

Цель: Расширять представления детей о внешнем виде животных.

Май.

1. Составление описательного рассказа «Насекомые».

Цель: Побуждать детей описать увиденное ими насекомое, составлять мнемотаблицы по теме, обогащать словарный запас детей.

2. Составлять описательный рассказ «Времена года».

Цель: Учить детей выделять различия между временами года, по предложенной воспитателем мнемотаблице.

3. Повторение ранее заученных стихотворений.

Цель: Развитие памяти, внимания, мышления.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста В условиях реализации (ФГОС) Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования актуальным становится изучение,.

План по самообразованию «Игра-драматизация как средство развития связной речи детей трех лет» План самообразования воспитателя С. Д. Соколовой. Игра - драматизация как средство развития связной речи детей 3 лет. Актуальность Развитие.

План по самообразованию «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Ф. И. О. ШАИМОВА ЗАЛИФА УРАЛОВНА ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: “Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ.

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи и творческих способностей детей» План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи и творческих способностей детей» Выполнила воспитатель.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.

План работы по самообразованию «Проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель Чукаева И. О. На тему «Проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

План работы по самообразованию в первой младшей группе «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи» Тема: ««Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня,.

План работы по самообразованию «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования» Цель: повышение своего теоретического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 08:48
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД