Евгения Белоконь
Консультация «Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему я выбрала эту тему? В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Публикация «Консультация „Мнемотехника в развитии речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мнемотехника-это система методов и приемов,обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Технология мнемотехники, применяемая мною очень эффективна в решении поставленных задач. Мнемотехника это, своего рода, «палочка-выручалочка» в запоминании детьми разного рода информации. Методы и приёмы данной технологии обеспечивают успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотаблицы являются дидактическим материалом при обучении пересказу, заучиванию наизусть и отгадыванию загадок, это схема, в которой заложена определённая информация, на каждое слово придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Ребёнок учится самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли.
Использование в работе по заучиванию стихотворных произведений мнемосхем помогает детям вспомнить сюжет и не перепутать в нем порядок событий, поддерживает память ребёнка и существенно увеличивает эффективность процесса запоминания.
Анализируя результаты своих педагогических наблюдений, я сделала вывод о том, что многие дети затрудняются рассказывать стихотворение, пересказывать сказку, к занятиям развития речи не проявляют интереса.
Поэтому, считаю, что проблема развития речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же развития их коммуникативных навыков, творческой активности и самостоятельности актуальна для детей моей группы. Выявление этих проблем способствовало созданию комплекса занятий по мнемотехники.
Мною были определены цель и задачи педагогической практики.
Цель: Развитие профессиональных компетентностей в области обеспечения речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Задачи:
- изучить теоретические основания и освоить приёмы мнемотехники;
-развивать собственные навыки и умения применения средств мнемотехники при организации образовательного процесса по речевому развитию детей;
- развивать аналитическую и рефлексивную компетентность.
Темы занятий по мнемотехники при разработке перспективного плана определила в соответствии с возрастными особенностями и интересами детей.
Продумала методику работы с детьми с использованием метода мнемотехники, которые могли бы заинтересовать каждого ребёнка и вызвать у него желание заниматься совместной со взрослым и сверстниками творческой деятельностью (изготовление мнемодорожек, мнемотаблиц, мнемокнижек).
Результатом реализации плана могу отметить, что у детей повысился интерес к развитию речи.
Ожидаемый результат:
-Повышение интереса к заучиванию стихов, пересказа сказок, рассказа.
-Повышение уровня внимания и произвольной памяти воспитанника.
-Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении, сказке, рассказе.
Свои мнемокниги мы с детьми обязательно размещаем в нашем книжном уголке, где дети с удовольствием рассматривают свои работы, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.
Очень любят дети показывать свои работы мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Особую радость вызывает у моих воспитанников экскурсия детей других возрастных групп в наш книжный уголок! Они подробно и с удовольствием рассказывают своим гостям о сюжете, о том, какими методом мнемотехники изготавливали книжки, какими материалами пользовались, что обозначают символы максимально приближенные к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка.
Анализируя свою работу над темой самообразования, могу сделать вывод эта деятельность очень интересна детям, но не стоит ограничиваться только мнемотаблицами. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Список литературы:
1. Дидактическое пособие Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
2. Методическое пособие Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
3. Методическое пособие Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 1990 г. Л. Н. Ефименковой «Формирование речи у дошкольников»
5. Журнал «Логопед», 2008, №4, Л. В. Омельченко «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи»
6. Журнал «Дошкольная педагогика», 2006, №7, И. А. Поташко «Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников»
7. Журнал «Ребенок в детском саду», 2004, №2, Т. Т. Широких «Учим стихи – развиваем память».