Рукижат Газиметовна
Долгосрочный проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 42»
Проект в старшей группе «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Подготовил:
воспитатель, 1 кв. к.
Экперова Рукижат Газиметовна
п. Лунево
1919г
Публикация «Долгосрочный проект в старшей группе „Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники
Задачи проекта :
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Участники проекта : Воспитатель, дети подготовительной к школе группы №5 и их родители.
Срок реализации проекта : сентябрь – май 2019-2020г.
По доминирующей деятельности: речевой
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы
Проблема: Работая с детьми подготовительной к школе группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»
(Аристотель).
Вид проекта : Практико – ориентированный.
Актуальность:
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольниковбудет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Пути реализации:
- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»,
-занятия;
-беседы;
- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;
- дидактические и подвижные игры;
- Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;
- игровые ситуации;
- заучивание стихов на тему «Зима», с привлечением родителей (мнемотехника);
- консультации для родителей;
- составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям;
- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;
- индивидуальные беседы с родителями.
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Этапы реализации проекта :
Организационный
Оценка уровеня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала. Участие в анкетировании.
Основной
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта : Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Заключительный
Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке.
План поэтапной реализации проекта :
Дата проведения Работа с детьми Работа с родителями
15.01.2018 Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице. (приложение 1)
Задачи:
1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.
2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.
3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь- снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок).
4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).
16.01.2018 Заучивание стихотворения Р. Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники. .(приложение 2)
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».
2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.
Развивающие :
1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
2. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению
3. Обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха.
4. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти. Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
2. Воспитывать любовь к природе.
3. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову. Анкетирование. «Мнемотехника» (приложение 3)
17.01.2018 Работа с мнемодорожками по теме «Знакомство с временем года зима» (приложение 4)
Цель.
Повышение уровня любознательности и речевой активности детей.
Задачи:
Образовательные:
- учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения.
- учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах зимы,
- развитие связной речи.
- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь детей.
Развивающие : Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; Развитие зрительного внимания, памяти, мышления; развивать внимание, память, связную речь детей, умение рассуждать.
Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.
18.01.2018 Составление загадок с помощью мнемотаблиц. (приложение 5)
Цель:
Развитие связной речи детей.
Задачи:
Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники. Консультация для родителей. (приложение 6)
«Мнемотехника - искусство запоминания».
Задачи;
-развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
-развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
19.01.2018 Заучивание считалочки «Белка-шалунишка» по мнемотаблице. (приложение 7)
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь.
2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.
Развивающие :
1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
2. Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению
3. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
2. Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений. Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц (по желанию). (приложение 8)
22.01.2018 Работа с мнемодорожками «Перелетные птицы». (приложение 9)
Задачи:
- закрепить умение внимательно слушать;
- систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах;
- способствовать развитию психологических процессов: мышления, памяти,
внимания, воображения, мелкой моторики;
- развивать интонационную выразительную речь;
- развивать слуховое восприятие.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к живой природе;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- закрепить умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в
коллективном разговоре.
23.01.2018 Работа с мнемоквадратами «Пословицы и поговорки».(приложение 10)
Задачи:
- системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;
- введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова. Консультация для педагогов. (приложение 11)
24.01.2018 Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице. (приложение 12)
Задачи:
1. Обучать детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы, выразительно передавая диалоги персонажей.
2. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.
3. Воспитывать интерес к сказкам, любознательность
25.01.2018 • Составление рассказа по мнемотаблице «Как зимуют звери».(приложение 13)
Цель: Создавать условия для развития связной речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные. Учить детей подбирать однородные определения к слова, составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления. Рассказывать связно, используя для описания животного образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.
Развивающие. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас детей. Выставка работ. (приложение 14)
26.01.2018 Открытое занятие. (приложение 15)
Результативность:
-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.
-Появился интерес к заучиванию стихов;
-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.