Лебедева Владислава Александровна
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО предполагает, что дети дошкольного возраста должны владеть речью как средством общения и культуры; иметь активный словарный запас; у них должна быть связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь.
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Это связано с тем, что в современном обществе живое общение заменяется компьютерным. Часто родители мало общаются со своими детьми, что приводит к речевым трудностям.
Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому более востребованными становятся способы и приемы, которые позволяют развить речь. Один из них — мнемотехника. Мнемотехника для развития речи в детском саду является наиболее распространенным способом.
Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.
Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с заключением ОНР (ТНР). Такие дети плохо усваивают навыки словоизменения и словообразования, словарный запас у них отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателям, страдает связная речь. Зачастую она малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая без специального обучения имеет тенденцию к снижению, что в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Нарушения слухоречевой памяти обусловлены расстройствами произвольного внимания, недостаточной его устойчивостью и ограниченными возможностями его распределения; расстройствами восприятия речевой информации, что, в свою очередь, связано с неврологической симптоматикой. Успешность обучения таких детей во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ТНР практически не отличаются от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. При развитии речи таких детей вполне обосновано использование мнемотехники.
Мнемотехника в переводе означает «искусство запоминания». К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Алгоритм работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
Я предлагаю Вам рассмотреть способы развития речи, с помощь мнемотехники.
1. Отдельные картинки. Ребенок должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки.
Для начала можно использовать парные картинки. Ребенку дается задача сгруппировать данные картинки по общему признаку, который они обнаружат. Далее ребенок описывает ситуации, которые изображены в ряде иллюстраций.
Усложняйте задание, увеличивая количество иллюстраций для одной ситуации. Это задание игрового характера, поэтому дети всегда с удовольствием его выполняют.
2. Своих впечатления. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем он должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого.
Данное задание активизирует память ребенка для того, чтобы воспроизвести прошедший день. Также происходит творческое развитие, ребенку необходимо придумать ассоциации для мнемотаблицы, по которым в дальнейшем он будет рассказывать свои впечатления.
3. Заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку.
Прием мнемотехники очень эффективен при хапоминании стихотворений.
Я в своей практике использую 2 способа заучивания.
1) Даю детям готовые мнемотаблицы.
2) Предлагаю детям самим создать мнемотаблицу по стихотворению, а затем выучить опираясь на собственную работу или работу одногруппника.
Первый способ наиболее распространен, но не менее эффективен. Опираясь на иллюстрации дети быстро запоминают стихотворение.
Второй же способ активизирует развитие памяти и речи, также слуховую память и творческие способности. В работу активно включается мышление ребенка, ему необходимо не просто сопостовлять слова с иллюстрациями, а на основе слов, самим изображжать ассоциации, которые помогут быстрее запомнить стихотворение.
4. Показ картинок. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены.
Я предлагаю детям рассмотреть последовательность событий, рассказать, что изображено на иллюстрациях. Переворачиваю. Дети должны воспроизвести то, что запомнили.
Данный способ помогает не только развить и разнообразить речь дошкольника, но и развивать его кратковременную память.
5. Разгадывание кроссвордов (различной сложности, с помощью взрослого).
Данный способ предполагает активизацию словарного запаса у детей, а также долговременную память. Кроссворды можно составлять на разные темы. Закреплять и проверять знания ребят.
6. Мнемодорожки для отработки звуков.
Этот способ является одним их самых первичных для использования с детьми с ОНР. Самое необходимое с такими детьми развивать речь, речевой аппарат, а это начинается с изучения звуков. Такие мнемодорожки очень эффективны при работе с детьми.
7. Наиболее простым способом для запоминания цифр и букв являются мнемодорожки. Для легкого запоминания цифр, необходимо самим или совместно с детьми придумать ассоциацию каждой цифре. Главное, чтобы ассоциация была понятна и близка детям.
Подводя итоги ежедневной практики мнемотехники, можно сделать вывод о том, что у детей с ТНР облегчается процесс и сокращается время запоминания, развиваются основные в психические функции у детей, речь становится все более связная и понятная. Также мнемотаблицы помогают анализировать, сравнивать, группировать и делать выводы о разных явлениях и объектах.