Елесина Марина
Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время и одновременно решает задачи, направленные на развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. Мнемотехника, является одним из эффективных методов в развитии речи детей дошкольного возраста.
Публикация «Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: мнемотаблицы, связная речь, дошкольники, мнемоквадраты, мнемодорожки.
В жизнедеятельности людей практически нет области, где бы ни использовалась речь, она необходима везде, и особенно она важна, на этапе обучения. От её качества зависит качество обучения. Правильная, чистая речь является одним из важнейших условий нормального развития человека. С помощью речи ребёнок легко включается в окружающий мир, познаёт его, учится выражать свои мысли, требования, желания.
Мы живем в мире, где нас окружает непрерывный поток информации. Дети не успевают ее зачастую усваивать. Отсюда возникает проблема с ее воспроизведением. Кроме того, с каждым годом мы замечаем ухудшение в речевом развитии детей. К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Образная, обогащенная синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста сейчас явление достаточно редкое. В речи современных детей присутствует множество проблем: – маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения; – бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы; – бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты; – нарушение звукопроизношения, замедленное развитие связной речи.
Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания.
Одной из задач при развитии речи детей в дошкольном учреждении является обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно и логично излагать свои мысли. Однако детям тяжело длительно удерживать внимание, самостоятельно определять свойства объекта и затем последовательно составить рассказ о нем.
Чтобы помочь детям в освоении связной речи необходимо,
сделать процесс обучения занимательным, интересным и в тоже время развивающим. Для достижения наилучших результатов в обучении связной речи детей следует применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестаёт быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.
Мнемотехника – это комплекс приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, способствующее развитию речи. Мнемотехника способствует упрощению для детей процесса непосредственно - образовательной деятельности. Так как дети обучаются в интересной игровой форме, без эмоциональных и умственных перегрузок.
Важность мнемотехники для детей дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте у детей доминирует наглядно –образная память, и запоминание имеет чаще всего непроизвольный характер: маленькие дети лучше всего запоминают явления, предметы, факты и события, присуще их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники упрощают процесс запоминания у детей и значительно расширяют объём их памяти путём появления дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост : когда человек в своём воображении сопоставляет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь. И в будущем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации его мозг воссоздаёт все ранее сопоставленные образы.
Как и любая деятельность, мнемотехника строится по известному принципу: от простого к сложному. Здесь можно выделить три основных этапа:
1 этап: работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат — это структурная единица мнемотаблицы или мнемодорожки. Он представляет собой лист бумаги, на котором схематично отражается какой-либо предмет, признак или действие.
2 этап: работа с мнемодорожками.
Мнемодорожки — это коллаж из мнемоквадратов, складывающий из нескольких изображений. Как правило, это 3–4 изображения. При помощи него дети учатся «читать» простые схемы из 2–4 символов и простые предложения из 2–3 слов без союзов и предлогов, заучивать стихи, рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории.
3 этап: работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена некая информация. На каждое слово или словосочетание выдумывается картинка (изображение, то есть весь текст изображается схематично, глядя на эти изображения (схемы, ребенок легко запоминает и воспроизводит информацию. Именно для составления плана рассказа, пересказа, а также составления рассказов по изображению и серии изображений, описательного рассказа и применяются мнемотаблицы.
Мнемотехнику можно применять в различных видах речевой деятельности: при пересказах произведений художественной литературы; при заучивании стихотворений, потешек и скороговорок; при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, а также при отгадывании и загадывании загадок.
Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области. Но наиболее широко приемы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей.
В результате обучения детей с использованием мнемотехники :
- у детей расширяется круг познаний об окружающем мире;
- открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
- возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории;
- обогащается словарный запас;
- дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией.
Освоение приемов работы с мнемотаблицами способствует развитию главных психических процессов – внимания, памяти, образного мышления. Мнемотехника позволяет сделать процесс запоминания более творческим, интересным, и к тому же очень простым, а также способствует формированию у них одной из основных компетенций- владению устной коммуникацией, подготовке к продуктивному обучению в школе и успешной адаптации их в современном обществе.
Литература:
1. Большева Т. В. «Универсальное учебное пособие фотоколлаж» - Ж. л., «Дошкольная педагогика №4», 2002.
2. Большева Т. В «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» - СПб. «Детство – Пресс», 2001.
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.» СПб. «Детство-Пресс», 2001.
4. Катаева Л. И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» - М. : «Ком. Пульс», 1994.
5. Матюгин И. Ю. «Тактильная память» - М. : «Эйдос», 1991.
6. Поддьякова Н. Н. «Умственное воспитание дошкольника» - М. : «Педагогика», 1972.
7. Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.» Серия: практическая логопедия. Издательство: Гном, 2004