Папки-передвижки

Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника

Елесина Марина
Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: овладение приемами работы с мнемотаблицами, значительно сокращает время и одновременно решает задачи, направленные на развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. Мнемотехника, является одним из эффективных методов в развитии речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника» размещена в разделах

Ключевые слова: мнемотаблицы, связная речь, дошкольники, мнемоквадраты, мнемодорожки.

В жизнедеятельности людей практически нет области, где бы ни использовалась речь, она необходима везде, и особенно она важна, на этапе обучения. От её качества зависит качество обучения. Правильная, чистая речь является одним из важнейших условий нормального развития человека. С помощью речи ребёнок легко включается в окружающий мир, познаёт его, учится выражать свои мысли, требования, желания.

Мы живем в мире, где нас окружает непрерывный поток информации. Дети не успевают ее зачастую усваивать. Отсюда возникает проблема с ее воспроизведением. Кроме того, с каждым годом мы замечаем ухудшение в речевом развитии детей. К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Образная, обогащенная синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста сейчас явление достаточно редкое. В речи современных детей присутствует множество проблем: – маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения; – бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы; – бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты; – нарушение звукопроизношения, замедленное развитие связной речи.

Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания.

Одной из задач при развитии речи детей в дошкольном учреждении является обучение связной речи, т. е. умению четко, последовательно и логично излагать свои мысли. Однако детям тяжело длительно удерживать внимание, самостоятельно определять свойства объекта и затем последовательно составить рассказ о нем.

Чтобы помочь детям в освоении связной речи необходимо,

сделать процесс обучения занимательным, интересным и в тоже время развивающим. Для достижения наилучших результатов в обучении связной речи детей следует применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестаёт быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.

Мнемотехника – это комплекс приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, способствующее развитию речи. Мнемотехника способствует упрощению для детей процесса непосредственно - образовательной деятельности. Так как дети обучаются в интересной игровой форме, без эмоциональных и умственных перегрузок.

Важность мнемотехники для детей дошкольного возраста определяется тем, что именно в этом возрасте у детей доминирует наглядно –образная память, и запоминание имеет чаще всего непроизвольный характер: маленькие дети лучше всего запоминают явления, предметы, факты и события, присуще их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники упрощают процесс запоминания у детей и значительно расширяют объём их памяти путём появления дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост : когда человек в своём воображении сопоставляет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь. И в будущем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации его мозг воссоздаёт все ранее сопоставленные образы.

Как и любая деятельность, мнемотехника строится по известному принципу: от простого к сложному. Здесь можно выделить три основных этапа:

1 этап: работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат — это структурная единица мнемотаблицы или мнемодорожки. Он представляет собой лист бумаги, на котором схематично отражается какой-либо предмет, признак или действие.

2 этап: работа с мнемодорожками.

Мнемодорожки — это коллаж из мнемоквадратов, складывающий из нескольких изображений. Как правило, это 3–4 изображения. При помощи него дети учатся «читать» простые схемы из 2–4 символов и простые предложения из 2–3 слов без союзов и предлогов, заучивать стихи, рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории.

3 этап: работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена некая информация. На каждое слово или словосочетание выдумывается картинка (изображение, то есть весь текст изображается схематично, глядя на эти изображения (схемы, ребенок легко запоминает и воспроизводит информацию. Именно для составления плана рассказа, пересказа, а также составления рассказов по изображению и серии изображений, описательного рассказа и применяются мнемотаблицы.

Мнемотехнику можно применять в различных видах речевой деятельности: при пересказах произведений художественной литературы; при заучивании стихотворений, потешек и скороговорок; при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, а также при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области. Но наиболее широко приемы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей.

В результате обучения детей с использованием мнемотехники :

- у детей расширяется круг познаний об окружающем мире;

- открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек;

- возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории;

- обогащается словарный запас;

- дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией.

Освоение приемов работы с мнемотаблицами способствует развитию главных психических процессов – внимания, памяти, образного мышления. Мнемотехника позволяет сделать процесс запоминания более творческим, интересным, и к тому же очень простым, а также способствует формированию у них одной из основных компетенций- владению устной коммуникацией, подготовке к продуктивному обучению в школе и успешной адаптации их в современном обществе.

Литература:

1. Большева Т. В. «Универсальное учебное пособие фотоколлаж» - Ж. л., «Дошкольная педагогика №4», 2002.

2. Большева Т. В «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.» - СПб. «Детство – Пресс», 2001.

3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.» СПб. «Детство-Пресс», 2001.

4. Катаева Л. И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» - М. : «Ком. Пульс», 1994.

5. Матюгин И. Ю. «Тактильная память» - М. : «Эйдос», 1991.

6. Поддьякова Н. Н. «Умственное воспитание дошкольника» - М. : «Педагогика», 1972.

7. Ткаченко Т. А. «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.» Серия: практическая логопедия. Издательство: Гном, 2004

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольникаИспользование мнемотехники в развитии речи дошкольника В настоящее время остро чувствуется проблема развития связной речи у дошкольников, что впоследствии скажется на успеваемости ребенка в школе.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Мнемотехника — одна из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ Мнемотехника - одно из инновационных технологий в развитии речи детей в ДОУ. (Выступление на МО) В настоящее время проблема развития.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника
Опубликовано: 20 августа 2022 в 00:44
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как самый эффективный метод в развитии речи дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елесина Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД