Грехова Светлана
Мнемонические приёмы на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет,что изучение русского языка и литературы не вызывает у большинства учащихся интереса. Традиционно русский язык считается одним из наиболее сложных предметов. Множество правил,огромное количество исключений,- всё это негативно сказывается на изучении предмета,внушая "отвращение и страх". Результат- ухудшение грамотности у "среднестатистического ученика". Память многих учеников не приспособлена к "простому запоминанию"правила либо символа-буквы в слове. Вот здесь и приходит на помощь мнемотехника,
Публикация «Мнемонические приёмы на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мнемотехника- это система внутреннего письма,позволяющая последовательно записывать в мозг информацию,преобразованную в комбинацию зрительных образов.
В старших классах подготовка к большей части тестовых вариантов экзаменационных заданий ведётся,в основном,с опорой на мнемотехнику. Так,например,вид связи (сочинительной или подчинительной)между частями сложного предложения помогают определить имеющиеся в этом предложении сочинительные и подчинительные союзы. Ученики путают,какие союзы относятся к той или иной группе. В этом случае я обращаюсь к приёмам мнемотехники, ссылаясь на количество букв в каждом из союзов:короткие по объёму союзы (а,и,но,или)мы отнесём к сочинительным,так как указывают они на своеобразную лёгкость,будто имеют обозначение как "сочинять какую-либо историю";подчинительные же слова образованы от слова "подчинять",количество букв больше,чем у сочинительных союзов (потому что,чтобы,когда и т. д.).
Чтобы учащиеся запомнили,допустим,какие причастия являются страдательными,а какие действительными,объясняю,что страдательные причастия носят такое название потому,что они "страдают"от того,что над ними совершено действие (прочитанное письмо - письмо,которое кто-то прочитал,действительные - действуют сами по себе (читающая книгу девочка- девочка,которая сама читает книгу).
Совершенный и несовершенный вид глагола позволяет определить отсутствие либо наличие приставки с в вопросе глагола,так как наличие приставки свидетельствует о совершении преступления (что сделал? Списал-сов. вид,отсутствие же приставки говорит об обратном (что делает? Пишет)
С изобразительно - выразительными средствами знакомлю также,опираясь на мнемонические приёмы. Так,когда говорим о таком тропе,как оксюморон,учащиеся вспоминают,например,фильм "Война миров" или "Апокалипсис",изображающий героев тоже за счёт оксюморона,который раскрывает значение "зомби"как живого трупа,где умерший не может быть"живым".
Знаменитая фраза Сократа:"Мы живём не для того,чтобы есть,а едим для того,чтобы жить"знакомит нас с хиазмом. На этой основе подвожу детей к мысли, построенной на хиазме:"Лучше в течение всего года учиться для того, чтобы успешно сдать экзамен за короткое время
,чем сидеть на экзамене ничего не зная,когда напрасно потраченное время кажется вечностью".
При желании можно придумать множество мнемонических фраз, облегчив тем самым запоминание!