любовь кузьмина
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
▼ Скачать +Заказ
Технологическая карта урока
(Технология развития критического мышления)
Предмет: русский язык
Класс : 3
Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Планируемые результаты:
Предметные:
Обнаружить грамматическую функцию мягкого знака - как показателя женского рода путем исследовательской деятельность обучающихся;
Публикация «Технологическая карта урока русского языка в 3 классе „Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Улучшать способность различать существительные по родам;
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• Развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.
Коммуникативные УУД:
• Слушание и понимание речи других;
• Умение отвечать на вопросы учителя;
• Совершенствовать способность выражать собственные идеи, обосновывать собственную точку зрения;
Регулятивные УУД:
• Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя;
• Высказывать своё предположение;
• Формировать умения выполнять свои действия по образцу;
Личностные:
• Проявлять интерес к получению знаний
• Формирование умения адекватно оценивать свою работу;
• Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
Оборудование: презентация, распечатанная корзина идей, кубик «Блума»
Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Фронтальная,
Работа в парах;
Словесный;
Приветствие «Здравствуйте!» Здравствуйте ребята, а теперь поприветствуйте друг друга:
Приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
-большого (средними);
-во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)
Отлично, садитесь.
А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик.
Молодцы!
Здравствуйте!
Приветствуют друг- друга
Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к Положительный настрой, навыки коммуникации
Актуализация знаний
Вызов
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) Фронтальная; словесный, наглядный;
Приём «Корзина идей» Сегодня к нам пришёл Незнайка, он просит вашей помощи - внимание на экран, помогите Незнайке разделить слова на две группы:
Рожь, меч, шалаш, печь, чертёж, мелочь
Вы разделили слова, а теперь скажите мне, почему в словах первой группы пишется мягкий знак, а в словах второй группы нет?
Для чего нужен мягкий знак в данных словах?
Все ваши предположения запишем в нашу корзину идей (прикреплена на доску)
В конце урока вернёмся к ней.
Слова, которые вы разделили на две группы являются именами существительными, в конце каждого слова есть…
Верно – шипящая согласная, назовите их (ж, ч, щ, ш)
Мы ещё с вами не знаем- почему в одних именах существительных после шипящих пишется мягкий знак, а в других нет, значит нам с вами нужно узнать….
Правильно – когда мягкий знак пишется у существительных после шипящих, для чего он нужен.
Как вы думаете, какая будет тема урока?
Верно- мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Смотрят на экран
Первая группа: рожь, печь, мелочь
Вторая группа: шалаш, меч, чертёж
Ответы детей
Слушают
Шипящая согласная
ж, ч, щ, ш
Тема урока- Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих Познавательные УУД : развитие мышления
Коммуникативные УУД:
Совершенствовать способность выражать собственные идеи, обосновывать собственную точку зрения;
Регулятивные УУД
Высказывать своё предположение
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя Работа с информацией
Выполнение логических операций –сравнения, классификации
Осмысление содержания
(получение новой информации) Фронтальная;
Словесный, наглядный
«Мозговой штурм»
«Веришь ли ты, что…»
Приём «Кубик Блума»
Приём «Кубик Блума» Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Выполним минутку чистописания:
Пропишите букву Ь 5 раз с нижним и 5 раз с верхним соединением.
Вернёмся к словам, которые вы разделили на две группы
1. Верите ли вы, что все эти слова – имена существительные?
2. Верите ли вы, что все эти слова стоят в единственном числе?
3. Верите ли вы, что все данные слова нарицательные?
4. Верите ли вы, что все перечисленные слова- существительные женского рода?
С последним утверждением не все согласны, значит единственное, что отличает данные имена существительные – это род.
Хорошо, вы справились с заданием, тем самым мы пришли к выводу, что все слова – это нарицательные имена существительные, стоящие в единственном числе.
Единственное их различие – это род, в первом столбике существительные женского рода, а во втором мужского, значит мягкий знак после шипящих пишется только у существительных ….
Верно- женского рода.
Ребята, Незнайка принёс вам кубик «Блума», это не простой кубик, а кубик с вопросами-
Кто хочет попробовать ответить на вопросы?
(спрашиваю желающих, передаю кубик в руки)
(Имя ребенка, как замечательно, что ты хочешь ответить- держи кубик, подбрасывай его, какой вопрос тебе выпал?
Вопросы:
-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч, щ)
-Сравни существительные на конце с шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака : дочь, мяч, плащ, помощь, нож, рожь, мышь, шалаш)
- Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?
-Объясни: для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)
-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?
-Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь)
Вы так хорошо справились с заданием Незнайки, теперь мы точно уверены, что вы справитесь с последним заданием
Открывают тетрадь, записывают
Выполняют минутку чистописания
- да
-да
-да
-нет
Существительные первого столбика – женского рода, а существительные второго- мужского
Женского рода
Поднимают руку
Ответы детей
Ответы детей
Слушают
Предметные:
Обнаружить грамматическую функцию мягкого знака - как показателя женского рода путем исследовательской деятельность обучающихся;
Улучшать способность различать существительные по родам;
Слушание и понимание речи других;
Умение отвечать на вопросы учителя;
Регулятивные УУД
Формировать умения выполнять свои действия по образцу
Личностные:
Проявлять интерес к получению знаний
Работа с информацией
Выполнение логических операций –сравнения, классификации
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания) Приём «Эссе» Написание — эссе.
- это свободное письмо, на тему нашего урока.
Данное письмо нужно для того, чтобы понять, что вы думаете о данной теме.
(На написание вам даётся 5 минут)
Время вышло.
(Имя ребенка, прочти пожалуйста, что ты написала.
Очень хорошо!
Надеюсь вы не забыли, что мы должны были вернуться к нашей корзине идей?
Наша корзина полна замечательных идей, но всё же никто не знал, почему же в одних именах существительных пишется мягкий знак на конце после шипящих, а в других нет.
Наш урок подошёл к концу, предлагаю вам дома выполнить одно задание на выбор:
1. Сделать памятку на тему ««Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
2. Упражнение из ученика (по данной теме)
3. Придумать по данной теме своё задание.
Слушают
Каждый пишет эссе на тему ««Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Читает
Делают выводы Личностные:
Проявлять интерес к получению знаний Осмысление полученной информации