Получи документы

Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника» (2 фото)

Виктория Вахрушова
Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»
▼ Скачать

«Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. В процессе занятия шахматами идет развитие как логического, так и абстрактного мышления.» Но как адаптировать такую сложную и многогранную игру к освоению ее младшими дошкольниками? В этой статье я предлагаю вашему вниманию программу составленную моим наставником Анненковой Татьяной Степановной, детским психологом, проработавшим в саду более 30 лет. Суть ее в гармоничном развитие личности младшего дошкольника с помощью шахмат.

Публикация «Пояснительная записка к программе „Мир шахматных фигур глазами дошкольника“» размещена в разделах

А так же хочется ответить на вопрос, который часто встает перед педагогами сада, а именно, может ли один и тот же материал использовать во всех областях развития дошкольников в любых возрастных группах при условии постепенного усложнения материала. Хочется пояснить, что моя работа была посвящена так называемым «пред шахматам», т. е. после первого и второго года работы дети все еще не будут уметь играть в шахматы, при условии, что этой игре их дома не обучат родители. Сама эта цель не стоит перед автором и такой результат возможен лишь как побочное, хоть и очень позитивное, свойство.

Начиная свою деятельность с шахматами я и сама не подозревала какой живой интерес и отклик могу найти в детских сердцах. Дети относились к фигурам, как к живым, ждали день когда смогут встретится с полюбившимися героями. Так же хочется отметить, что вся театральная работы связанная с шахматами сильно способствует развитию социализации и индивидуализации, что является основной целью педагогической деятельности.

Работу с шахматами я предлагаю вести в нескольких направлениях два раза в неделю. А именно:

-Количество и счет

-Лепка и рисование

-Логика

-Шахматные сказки

-Пальчиковые игры

-Подвижные игры

-Упражнения на развития координации

-Упражнения на профилактику снижения зрения

По итогам года было проведено заключительное мероприятие с детьми «Мир шахматных фигур».

Особое значение в этой работе имеют шахматные сказки, поскольку «театрализованные игры решают целый комплекс поставленных программой и ФГОС задач :

• Формируется социальная адаптация (дети учатся общаться со сверстниками, слушать других, аргументировать собственное мнение)

• Происходит познание окружающего мира

• Развивается речь

• Развиваются творческие возможности и эстетический вкус, таким образом мы влияем на развитие индивидуальности.»

Шахматные сказки представляют собой переделанные под работу с шахматами русские народные сказки, например «Теремок», в которых все действующие персонажи заменены на шахматные фигуры. Таким образом ребенок учится не только примерять на себя роль из сказки, но и адаптировать ее к своим знаниям шахмат. Это очень забавляет детей, способствует развитию их креативности. «Мир на изнанку», вот чего так часто не хватает нашим детям в реальном мире запретов, правил и готовых формул.

Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»

Анненковой Татьяной Степановной была разработана картотека пальчиковых игр с шахматами и различных гимнастик. Она изложена в мой разработке "Путешествие в мир шахматных фигур» и широко применялась мною в работе по развитию речи с детьми второй младшей группы, а так же в развитие у них координации.

Не менее увлекательной была для ребят и меня работа по изобразительной деятельности с шахматами. Суть ее в том, что дети обводят низ фигуры и дорисовывают целостную картинку согласно образовавшимся трафаретам. Такую работу можно подвести к любой лексической теме и она хорошо развивает нестандартное мышление присущее дошкольникам.

Фото «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»

Примечательно то, что начав работу с готовой разработкой я стала вносить свои дополнения, поскольку все в этой программе направлено на творчество в труде педагога. Безусловно и дети вносили коррективы, дополняли своими идеями ход нашей деятельности.

Перед началом написания статьи я обратилась к поискам литературы по данной тематике и обнаружила, что вопрос использования шахмат начиная со второй младшей группы ни кем ранее не рассматривался, по этому я считаю что данная статья и предлагающаяся к ней разработка может быть интересна многим педагогам в их поиске простых недорогостоящих решения создания развивающей среды группы и в возможности развивать инициативность и индивидуальность младших дошкольников и это еще без учета влияния самой игры в шахматы на развитие ребенка.

«Ведь начиная увлекаться данной игрой с детства ребёнок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе», что совершенно необходимо в современном высоко конкурентоспособном обществе. «При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая ценный и нужный опыт.»

Список используемых в статье интернет ресурсов:

1. Polzavred.ru/Polza-shaxmat.html

2. Rusreqioninform.ru

Автор статьи Вахрушова В. М. Разработчик программы Анненкова Т. С.

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Пояснительная записка к методическому семинару «Мир здорового питания» «Сначала – питание, и лишь потом воспитание» - пела в одном советском мультфильме Клара Румянова голосом непослушных птенцов. И не согласиться.

Пояснительная записка к проведению. Мониторингов ЗУН для детей с ОВЗ Для продвижения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, его дальнейшей социальной адаптации необходим минимальный уровень.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение)Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.

Пояснительная записка к занятию «Хорошо — плохо?» Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо» составлен в соответствии с задачами программы воспитание и обучение в детском саду на основе.

Пояснительная записка к занятию «Сказка за сказкой» Занятие для детей старшей группы, на основе методических рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой (Программа и методическое.

Пояснительная записка музыкального руководителя к перспективным планам занятий ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перспективные планы музыкальных занятий разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными.

Пояснительная записка к работе театральных гостиных Предисловие к работе театральных гостиных Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители.

«Профилактика социально-значимых заболеваний и здоровьесберегающие технологии» (пояснительная записка к программе) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ В настоящее время все более актуальным становится внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие» Пояснительная запискаНастоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»
Опубликовано: 11 апреля 2017 в 23:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пояснительная записка к программе «Мир шахматных фигур глазами дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Вахрушова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД