Эльвира Шаймарданова
Пояснительная записка к методическому семинару «Мир здорового питания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сначала – питание, и лишь потом воспитание» - пела в одном советском мультфильме Клара Румянова голосом непослушных птенцов. И не согласиться с этим нельзя. Слово «воспитание» выросло на слово «питание», его смысл определяется корнем «пит» и изначально подразумевал вскармливание детеныша».
Здоровье детей - это, в первую очередь, благополучие нашей страны и общества, однако, немало важную роль в этом вопросе играют и национальные традиции питания и условия жизни в семье и детских садах.
Публикация «Пояснительная записка к методическому семинару „Мир здорового питания“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Продукты питания
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Я инструктор по физической культуре в ДОУ. Моя задача не только развивать двигательную активность детей, но и прививать им знания о правильном питании.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьёзно. О еде человек думает в течение всей своей жизни, кем бы, он не работал. За последние несколько лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот - догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супы из пакета, каша моментального приготовления вытеснили со стола здоровую еду.
Известно, что фундамент здорового человека закладывается в раннем возрасте, следовательно, здоровые интересы, привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В раннем возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. Я стала замечать, что дети начали приносить жвачки, сухарики, чупа - чупсы. Беседы с родителями не всегда давали желаемые результаты. В связи с этим я наметила план работы по формированию здорового питания детей.
В своей работе я опираюсь на несколько из основных идей
здоровьесбережения дошкольников :
1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технология обучения здоровому образу жизни.
3. Коррекционные технологии.
В соответствии с ФГОС опираюсь на научные принципы построения работы:
• принцип развивающего образования;
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
•принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
•принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• принцип соответствия возрастным возможностям и особенностям детей;
•принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
План работы по формированию здорового питания в ДОУ.
1 этап.
- Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания (библиотека, Интернет, социальные сети и др.).
- Изучение опыта педагогов, имеющих опыт в реализации проектов о здоровом питании.
- Разработка тематических буклетов и методической памятки для родителей и педагогов ДОУ.
- Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок, игр)
- Подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей и родителей о правильном питании (разработка анкет).
2 этап.
Работа с детьми:
• опросы, тестирования;
• занятия;
• беседы;
• эксперименты – наблюдения;
• праздники, развлечения, досуги;
• игры: подвижные, пальчиковые, сюжетно –ролевые;
• наглядная агитация по ЗОЖ (стенды, папки передвижки).
Работа с родителями:
• Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
• Формирование активной родительской позиции;
• Анкетирование (об организации процесса питания в семье);
• Сообщения, консультации (организация правильного питания в семье);
• Конкурсы;
• «Круглый стол» для детей и родителей.
Работа с педагогами
• Участие в творческой группе;
• Представление проекта (заседание творческой группы, педсовет);
• Презентация «Продукты, которые не полезны здоровью» (заседание творческой группы);
• Консультация для педагогов «Формирование основ правильного питания у детей старшего дошкольного возраста»;
• Презентация «Мир здорового питания» (педсовет).
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают много нового о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, получат практические навыки по приготовлению салатов, научатся красиво накрывать на стол;
2. Дети умеют различать овощи и фрукты, выбирать наиболее полезные. Знают значение витаминов для здоровья организма;
3. Родители воспитанников грамотно и творчески относятся к вопросам правильного питания и воспитания здорового образа жизни у своих детей;
4. Дети станут выносливыми, жизнерадостными, здоровыми;
Ресурсное обеспечение:
1. Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
• СанПиН
• УСТАВ ДОУ.
2. Информационные ресурсы:
• Как сформировать навыки здорового питания.
• Ресурсы сети Интернет и др.
3. Учебно-методические ресурсы :
• фонд методического кабинета;
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека и др.
4. Материально-технические ресурсы:
• видеоматериалы о здоровом питании;
• наборы для творчества, бумага для принтера, клей, кисти и др.
Риски и пути преодоления рисков:
В ходе работы возможно возникновение некоторых рисков, которые будут решены следующим путем:
1. Пассивное отношение родителей. Вовлечение пассивных родителей посредством индивидуальных консультаций, отдельных поручений, а также обеспечения материалом для творчества.
2. Недостаточные знания детей для проведения конкретных мероприятий. Предварительная подготовка детей родителями в домашних условиях (беседы).
3. Психологический барьер у родителей, препятствующий постановке и озвучиванию проблемных вопросов о питании детей. Ежедневные беседы с родителями о возможных трудностях в формировании у детей культуры питания (предложения помощи, беседы о домашнем питании).
В детском возрасте уровень здоровья ребенка во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов.
Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения.
Питание показывает определяющее влияние на развитие центральной нервной системы ребенка, его интеллект, состояние работоспособности, содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.
Пища должна быть не только полноценной по количеству, составу и сочетанию питательных веществ, но и вкусной.
Именно поэтому актуальна работа в ДОУ по формированию знаний о здоровом питании, направленная на воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей, поскольку любой стране нужны здоровые личности, способные самостоятельно решать проблему разумного использования и потребления продуктов.