Балакирева Татьяна
Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Тема моего приоритетного направления в работе «Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников»
Эпиграфом к своей работе я выбрала слова академика Дмитрия Лихачева:
«Для каждого в отдельности и всех вместе –
приумножить добро, хранить традиции.
Знать и ценить историю свою,
родную и всего человечества».
Публикация «Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить "…" воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью". Патриотическое воспитание на современном этапе - неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы и методы в нравственно-патриотическом воспитании. Одним из таких методов является создание и использование в воспитательном процессе мини-музея.
Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов,
Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог Александр Устинович Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
В своей работе я опираюсь на методические рекомендации доктора педагогических наук Натальи Александровны Рыжовой, которые изложены в книге «Мини-музеи в детском саду».
Цель моей работы является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея и как следствие - ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом мордовского и русского народа.
Реализация данной цели требует постановки и решения следующих задач:
• Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
• Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
• Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
• Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Формирование у дошкольников представления о музее.
• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
• Развитие речи и расширения словарного запаса.
.
Гипотезой моей работы является предположение, что музейная
экспозиция может выступать эффективным средством нравственно-патриотического воспитания при выполнении следующих условий:
музейная экспозиция рассматривается, как важный и составной компонент системы нравственно-патриотического воспитания;
учитывается подлинность экспоната;
вариативность выставок, использование художественно-краеведческой направленности;
дифференцированный подход, учет возрастных особенностей; моделирование проблемной ситуации;
интегрированные формы деятельности в экспозиции.
экспозиция рассматривается как полихудожественное произведение, обусловленное интеграцией различных видов искусства.
Прогнозируемая новизна моей работы состоит в том, что на базе отдельно взятой группы детского сада, я попыталась определить и свести в определенную систему содержание, формы и методы нравственно-патриотического воспитания средствами музейной экспозиции.
При построении системы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами мини-музея я учитывала следующие принципы:
1. Принцип научности. Любая экспозиция должна строиться на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.
2. Принцип предметности. Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельной людей.
3. Коммуникативно-информационный принцип. Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.
4. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и равное право на существование.
Методами исследования являются:
анализ искусствоведческой, культурологической, музееведческой литературы;
анализ, обобщение передового опыта в данном направлении по нравственно-патриотическому воспитанию средствами музейной педагогики;
проектная деятельность с детьми и родителями;
педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование родителей;
анализ результатов нравственно-патриотического воспитания детей группы.
Предполагаемые результаты.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае
2. Повышение познавательной активности детей в познании родного города и края, в поисково-исследовательской деятельности.
3. Развитие креативности детей через создание творческих работ (проекты, сочинения, выставки, коллажи, панно).
С родителями:
1. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.
2. Повышение уровня знаний родителей в области музейной педагогики.
3. Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи).
Работая в данном направлении, совместно с родителями мы создали в группе мини-музей «веселые матрешки.
Целью создания мини –музея является более глубокое знакомство с народной игрушкой (из чего сделана и как, различение матрешек по элементам узоров, обогащение сюжетов детских игр)
Я поставила перед собой следующие задачи:
Расширить и углубить знания детей о народной игрушке.
Развивать любознательность и творческие способности.
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам.
В процессе создания мини-музея мне пришлось попробовать себя в роли дизайнера, художника, в роли музееведа, историка.
Всю работу я разделила на три этапа.
Подготовительный этап.
В начале работы вместе с родителями определили тему и название мини-музея, место для его размещения
Наш музей мы назвали «Веселые матрешки»
Работа над дизайном оформления мини-музея;
Музей разместили на небольших стеллажах в групповой комнате.
Подбор познавательной литературы;
Я собрала много познавательной литературы из истории создания матрешки, сделала подборку стихов, загадок о матрешках.
Составление каталога оборудования и экспонатов;
Все экспонаты, которые приносили родители и воспитатели из других групп, заносились в каталог.
Составление перспективного плана работы в мини-музее.
Был разработан план мероприятий, которые проводились в нашем музее.
Практический этап.
Совместно с родителями мы собирали экспонаты мини-музея. Отличительная черта нашего мини-музея заключается в том, что все экспонаты можно трогать, играть с ними, а при большом желании даже взять на время домой.
Со временем у каждой матрешки появилась имя: Матреша, Катя, Татюня, Алдуня, Варварушка и т. д. Дети различают матрешек по узорам на сарафане, определяют чем отличается мордовская матрешка от русской, запоминают названия элементов узоров у мордовской матрешки. Малыши имели возможность сами расписать сарафан у русской матрешки, используя нетрадиционную технику – пальчиковую палитру. У матрешки –мордовочки украшали рубаху готовыми деталями мордовского узора.
Заключительный (обобщающий) этап.
Совместно с детьми провели презентацию нашего мини-музея «Веселые матрешки», где имели возможность рассказать детям всего детского сада о том, что узнали интересного о матрешках. Презентация прошла в виде развлечения «В гостях у матрешки». Девочки в костюмах матрешек пели и плясали, веселили публику. В заключении мы пригласили детей из других групп нашего детского сада посетить наш мини-музей.
Создание мини-музея в группе позволило мне сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Именно экспонаты музея «Веселые матрешки» позволили детям получить и запомнить огромный объем информации о народной игрушке. Экспонаты музея не пылятся на полках. Они используются для проведения различных видов детской деятельности.
Обратите внимание на диагностику в начале проекта. Преобладает низкий и средний уровень знаний. Если вы посмотрите на диагностику в конце проекта - то видно, что низкий уровень уменьшился, появился высокий уровень.
В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы экскурсии по мини музеям не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.