Оксана Пособчук
Семейное воспитание как основа формирования патриотических чувств и гражданской позиции ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Семейное воспитание как основа формирования патриотических чувств и гражданской позиции ребенка дошкольного возраста».
Развитие гражданско-патриотических качеств личности — процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всё жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Публикация «Семейное воспитание как основа формирования патриотических чувств и гражданской позиции ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
По определению Российской педагогической энциклопедии (1999, «патриотизм» – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов». Он проявляется в гордости за достижения страны, уважении к историческому прошлому своего народа, бережном отношении к национально-культурным традициям. Развитие чувства любви и привязанности к родному дому являются первой ступенью гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Л. С. Выготский утверждал, что в развитии ребёнка тесно сплетены естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке, усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине.
Под воздействием окружающей социо-культурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих отношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданско-патриотического воспитания как важного аспекта государственной политики. Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определённое отношение к собственной стране и народам населяющим её; гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и в потребности в труде на благо социума. Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться по средством:
• Освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
• Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
• Организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей населённого пункта, области, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребёнка;
• Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
• Организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
• Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым).
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало.
И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним их них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты, даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Любовь между детьми и родителями дана самой природой, любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на нравственной атмосфере. Когда представители старшего и среднего поколений невнимательны, недоброжелательны друг к другу, ребенок испытывает дискомфорт от такого поведения взрослых. Если же при общении друг с другом все поколения семьи проявляют такт, мудрость, не повышают тона, считаются с желаниями и мнениями других членов семьи, сообща переживают и горе и радость, рождается настоящая семейная сплоченность.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращают семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Литература:
1. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2006. – №6 (33) /ноябрь-декабрь/. – 72 с.
2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др. -СПб. : Детство-Пресс, 2002.
3. Дошкольная педагогика : Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006.
4. Журнал «Ребенок в детском саду» N4, 2001; N5, 2001.
5.«Истоки» : Базисная программа развития ребёнка дошкольника. 2-е изд. испр. и доп. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– 303 с.
6. Ивочкина Н. В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. – 1998. – №1142. – С. 25-32.
7. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Патриотическое воспитание : Нормативные правовые документы. – М. : ТЦ Сфера, 2005, – 96 с.
8. Управление ДОУ: научно-практический журнал. – 2005. – Л (19). – 128.
9. https://sundekor.ru/referat/bystro/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta/
10. https://www.prodlenka.org/domashnee-vospitanie/5252-rol-semi-v-vospitanii-patrioticheskih-chuvstv.html