Светлана Саватеева
Методы снятия неблагоприятного состояния у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная проблема актуальна не только для подростков, но и для детей дошкольного возраста, т. к. было замечено – что у некоторых детей всё чаще отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере в виде отвлекаемости, неусидчивости, элементов агрессии, тревожности.
О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослых писали А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник. Они полагали, что педагогу необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и установить его причину. Это не простая задача, поскольку переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными. Множество современных программ нацелены главным образом на развитие познавательных процессов (восприятию, внимания, памяти, мышления, но наряду с этим необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта. В целом, научить детей умению управлять своими эмоциями.
Темочки:
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие, обучение не будет эффективным, если его участники:
во-первых, не способны понимать эмоциональные состояния других и управлять своими эмоциями;
во-вторых, находятся в состоянии напряжения, стресса.
Риск возникновения стрессовых состояний особенно велик в детстве при нарушении условий нормального физического развития.
Дети дошкольного возраста, как никто другой, нуждаются в психологической помощи, направленной на преодоление неблагополучных эмоциональных состояний, в том числе психоэмоционального напряжения.
Отрицательные эмоциональные состояния мешают полноценному свободному развитию личности дошкольника, способствуют появлению психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии, и на поведении ребенка, поэтому необходимо учитывать психическое состояние ребенка обеспечивать физическое и психическое здоровье детей, а также в условиях детского сада, блокировать стрессовые факторы или ослаблять степень их стрессорного воздействия при помощи специальных методов и технологий.
Предлагаю вашему вниманию ряд методов, которые использую в своей работе:
1. Игротерапия - этот метод самый любимый у дошкольников.
Предлагаю вам немного поиграть например:
"Узнай, кто позвал?"
Правила игры: Выбирается водящий. Он становятся в конец комнаты и закрывает глаза. Один из участников называет его имя. Водящему необходимо отгадать, кто его позвал. Если он отгадывает, то позвавший его товарищ, сам становится водящим. Если нет, то он водит еще раз.
"Море волнуется"
Правила игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в морские волны. Детям нужно, по команде воспитателя застыть на месте, показывая какую-нибудь фигуру (животного) или предмет. Воспитатель командует: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать, что было загадано.
"Дотронься до…"
Правила игры: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
«Обнимашки»(обними себя если хочешь ударить)
2. Арттерапия – цветотерапия, изотерапия, музыкотерапия (проводить это мне помогает музыкальный руководитель, работа с мандолами (рассказать о своём открытом занятии «Талисман для друга»)
3. Дыхательная гимнастика
Роза и одуванчик
Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.
Дракон
Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.
4. Самомассаж
«черепаха» Шла больная черепаха и кусала всех от страха, кусь, кусь, кусь-некого я не боюсь
«Выжимаем лимон»,
«Домик". Сложить пальцы "домиком" перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
5. Психогимнастика (Чистяковой)
6. Релаксация (под музыку и игры на релаксацию)
Мороженое
Описание. Это красивая игра-фантазия для летнего времени, которая нравится всем любящим мороженое детям. Играя в нее, ребята расслабляются и ощущают разные части своего тела.
Возраст участников : с 4 лет.
Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?. А цвета?.
Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть.
Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят!
Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть.
Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден.
И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам снова встать.
Праздничные свечи
Описание. Эта игра поможет детям урегулировать дыхание и автоматически начать глубже дышать. Одновременно ребята смогут расслабить мышцы лица.
Это прекрасное, очень простое упражнение захватывает внимание детей и помогает им собраться.
Возраст участников : с 3 лет.
Инструкция детям. Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят?.
Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее.
Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей.
Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их все. Дуйте очень сильно!
Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта.
Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед.
Положите руки на колени и дайте им передохнуть.
7. Физминутки
«Буратино»
«Хомка-хомка хомячок»
Рассказать о Добруше и показать его, волшебные камешки, распечатать мандолы
Спасибо за внимание!