Татьяна Гаврилова
Методы и приемы ИКТ на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность использования ИКТ
1. Традиционные методы обучения, в большинстве своём репродуктивны, рассчитаны на запоминание и воспроизведение знаний. Они не способствуют глубокому усвоению учебных дисциплин, не эффективны в развитии мотивации обучения.
2. Необходимы новые педагогические технологии, опирающиеся на элементарную среду обучающихся, развивающие познавательный интерес и формирующие интуитивный уровень понимания необходимости знания, его объективной ценности и личностной значимости.
Публикация «Методы и приемы ИКТ на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
3. Современный этап развития образования характеризуется рядом отличительных особенностей, связанных с научно-техническим прогрессом, стремительным ростом учебной информации. Все новинки технологического процесса с особым восторгом встречают именно дети. И конечно, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности.
4. Применение новых информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.
Для использования ИКТ учителю-словеснику необходимы:
1. систематизация электронных и сетевых ресурсов по русскому языку и прикладной лингвистике;
В результате учитель-словесник сможет ориентироваться в предметных средствах ИКТ, подбирать из них необходимое в соответствии с собственным педагогическим стилем и особенностями класса.
2. овладение методикой применения ИКТ на уроке русского языка и внеурочных занятиях.
Учитель освоит основные способы использования возможностей, предоставляемых ИКТ: сможет спланировать урок работы учеников с лингвистическими базами данных в интерактивном режиме, определить место мультимедийной презентации в системе урока и т. п.
3. формирование у учителя представления об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных, т. е. знакомство с конкретными технологиями, их ролью в прикладной лингвистике, их значением для |современного общества.
Знакомство с основными технологиями дает возможность изменить сам подход к текстовой информации и способам ее представления и обработки.
В результате педагог научится самостоятельно формировать:
• базы данных по ключевым темам теоретической части курса;
• корпусы текстов для диктантов и изложений;
• материалы для моделирования основных коммуникативных ситуаций и проектирования этапов освоения сложных правил.
Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:
Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.
Второе - он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Цели:
• повышение мотивации обучения
• развития познавательной активности учащихся
• стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
• воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
• вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
• повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Одной из самых существенных черт любой технологии обучения является воспроизводимость ее обучающего цикла, т. е. возможность его повторения любым учителем. Информационные технологии позволяют любому учителю добиваться высоких результатов обучения, используя некий «пакет» дидактических и технических средств. В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет-технологий, созданные учеными и учителями-предметниками, можно разделить на 3 группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
• позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
• способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
• позволяют индивидуализировать процесс обучения;
• повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
• активизируют познавательную деятельность учащихся;
• развивают творческий потенциал учащихся;
• осовременивают урок.
Направления использования компьютерных технологий позволяет учителю:
• представлять учащимся информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д. ;
• контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
• выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
• активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
• мобилизовать внимание учащихся;
• значительно снижать временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
• быть точным и объективным в оценке знаний;
• печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
• выходить в мировое информационное сообщество;
• использовать мировые информационные ресурсы в учебных целях.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения :
• при объяснении нового материала;
• закреплении;
• повторении;
• контроле знаний, умений и навыков.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
При этом каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой. Соответственно, можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
В уроках с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие направления:
• Представление визуальной информации (иллюстративный, наглядный материал: фотографии, портреты, иллюстрации, отрывки из фильмов, виртуальные экскурсии).
• Представление интерактивного демонстрационного материала (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия, извлекаемые из энциклопедий, словарей, хрестоматий, из мультимедийных учебных изданий.
• Тренажёр (Наличие разноуровневых тренировочных тестов по наиболее сложным разделам русской орфографии, например, таким, как «Правописание Н и НН в прилагательных, наречиях», «Правописание НЕ и НИ», «Правописание сложных слов», и др., а также программа «Фраза» позволяют каждому ученику индивидуально отрабатывать тот или иной вид орфограмм с целью устранения пробелов в знаниях).
• Контроль за умениями и навыками учащихся. (Тестовый контроль с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и пробелы в знаниях обучающихся).
К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку следует отнести мультимедийные презентации Power Point.
Это приложение позволяет мне
1)самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное
пособие к уроку с минимальными временными затратами;
2) значительно сэкономить время на уроке;
3) повысить уровень наглядности в ходе обучения;
4) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс,
5) учитывать индивидуальные особенности ребенка,
6) строить работу дифференцированно с учетом наличия ПК в классе
Объяснение нового материала происходит с демонстрацией слайдов с рисунками, графическими схемами предложений, примерами для иллюстрации нового материала, комментированием схем, таблиц. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды.
Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Специфика подготовки урока-презентации безусловно определяется типом урока. В своей практике использую:
1. Плакат, или слайд — это аналог обычного плаката. Такой плакат может содержать определение, правило с иллюстрациями к ним, различные изображения (например, портреты, репродукции, фотографии, а также схемы, таблицы, тексты.
Как правило, изображение на слайде статично. Слайды рассчитаны на показ с большого экрана через проектор, хотя, конечно, можно пользоваться ими и при индивидуальной работе, а также распечатывать.
2. Интерактивный плакат, правило, схему - в презентациях этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Здесь пояснение открывается щелчком мыши и может быть обратно скрыто. Благодаря этой особенности интерактивных плакатов учитель получает дополнительные возможности при объяснении нового материала: можно акцентировать внимание школьников на информации, наиболее значимой на данном этапе объяснения; можно задать ученикам вопрос и сразу же проверить ответ, вызвав его на экран. Интерактивные правила позволяют не просто формулировать правила, но последовательно подводить учеников к их самостоятельной формулировке.
3. Гипертекстовый учебный модуль - это одна из нескольких страниц текста с внутренними ссылками, посвященных одной теме в рамках учебного курса. По большей части так представлены тематические словари и словарные статьи. Они помогут учащимся не только узнать значение интересующего их слова, услышать его правильное произношение, но и дадут навыки использования гипертекста и поиска информации.
4. Видеоролики (анимации, как правило, представляют собой небольшие (не более 5—7 минут) анимации, нарисованные в формате flash или составленные из последовательности синтезированных трехмерных изображений.
5. Интерактивные задания (тренажеры) - предполагают какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране — перетаскивание, кликание, расстановка и т. д., по заданным параметрам задания. Времени на выполнение или поиск решения в рамках одного задания не должно уходить много — место этого ЦОР обусловлено прежде всего первичным закреплением только что изученного, повторением, иногда — актуализацией знаний перед объяснением нового.
Большинство заданий имеет активную обратную связь — ученик получает сведения о правильности или неправильности его ответа, иногда имеет возможность посмотреть правильное решение, иногда просто результат работы сбрасывается и предлагается пройти задание заново.
6. Тесты с выбором ответа
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. Тренажеры при работе на компьютере позволяют быстрее проводить опрос, закрепление изучаемого или изученного материала, проводить индивидуальную работу с учениками. У детей нет психологического барьера: нет боязни ошибиться, так как можно тут же увидеть собственную ошибку и исправить ее. Хотя здесь есть и оборотная сторона: зачастую ученики могут использовать возможность исправить ошибку автоматически, методом «тыка», а не разбираясь в причинах допущенной ошибки.