Анна Гончарова
Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом в системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности
Публикация «Средства активизации и приемы обогащения театрализованной деятельности детей 4–5 лет» размещена в разделах
Театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.
Специфические средства на каждом из этапов педагогической технологии, имеющиеся в распоряжении театрализованной деятельности имеют увлекательное содержание, являются близкими и понятными детям, что позволяет активизировать и обогащать личный опыт детей и способствовать развитию их личности.
Театрализованная деятельность основана не только на восприятии ярких зрительных образов, подкрепленных интересным содержанием, но и на самостоятельной детской деятельности, что позволяет ребенку проявить свою внутреннюю позиции, свое отношение к происходящему, мысли и чувства. Происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка. Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.
Таким образом,ритмические игры и этюды как средство активизации театрализованной деятельности детей дошкольного возраста помогают ребенку развивать творческие способности. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческих переживаний и воплощений. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Кроме того, ритмические игры и этюды, освобождают человека от негативных эмоций, мыслей, снимают нервное напряжение, приводят человека к состоянию покоя и радости, а также способствуют укреплению физического здоровья дошкольников
Изучение проблемы активизации театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию с высоким культурным уровнем развития. Театрализованная деятельность ориентирована, на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Таким образом, театральная деятельность с детьми не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Цель работы – активизация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста 4-5 лет посредством ритмических игр и этюдов.
В работе по театрализованной деятельности дошкольников определяютсяследующие основные задачи:
- формирование умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов;
- развитие творческой самостоятельности детей и умение владеть своим телом;
- воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях, используя импровизационные умения.
Определяются так же основные принципы, которые легли в основу работы:
- Принцип целенаправленности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
- Принцип прочности.
Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются стержневой основой работы воспитателя.
Для того чтобы выполнить поставленные задачи элементы театрализации, воспитатель использует во всех видах организованной деятельности детей : в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе, в свободной деятельности детей, играх, развлечениях, праздниках. Ритмические игры и этюды являются естественным продолжением линии обучения детей языку импровизации, овладению возможностями своего тела, способностью самостоятельно придумывать, творить, тем самым они активизируют театрализованную деятельность дошкольников.
С детьми 4-5 лет начинается работа с того, что дается возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности. Например, игры – превращения. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания, например: в игре - превращении «Мельница», которая используется в непосредственно образовательной деятельности по социальному воспитанию «Я – человек», в качестве физкультурной минутки, ребята с интересом выполняют выразительные движения рук, небольшие волнообразные движения дополняют упражнение, превращают его в своеобразный танец. Игра – превращение «Деревянные и тряпичные куклы», способствует раскрепощению детей, они с удовольствием повторяют ее в самостоятельной деятельности. Игры – превращения «Лесник», «Запрещенное движение» и другие, в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «В гостях у друзей из Цветочного города», «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», используются в качестве театрализации. Ритмические игры – превращения помогают детям 4-5 лет раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, импровизировать под музыку. С помощью этих игр у детей развивается ритмическая активность, творческое воображение. Эти игры хорошо использовать на физкультурных минутках: прыжки, бег, различные виды танцевальных движений, ритмические движений, в сочетании с музыкальным сопровождением. Игры-превращения разделяются на легкие и более сложные в исполнении. Неточное исполнение игр – превращений отрицательно влияет на раскрытие образов. Поэтому в индивидуальной работе, нужно обращать внимание на то, как дети в движении передают тот или иной образ. Например, в игре – превращении «Летящий лепесток» нацеливайте детей на импровизацию, проявление собственной фантазии. Дети импровизируют частично, то, что у них получается. Если усложнять игру превращение, тогда нужно подсказывать детям, вместе отрабатывать образ «летящих лепестков», а затем дети самостоятельно с использованием музыкального сопровождения импровизируют. Главное не спешить, не ждать быстрых изменений.
Очень интересно вместе с детьми обыгрывать в свободной деятельности, музыкально – ритмические композиции с элементами театрализации. Дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используют разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляют при этом выдумку и фантазию. Образные движения связаны с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Движения, которые, используются при показе, могут соответствовать театральному образу, подчеркивать его характер и средства музыкальной выразительности.
Детям легко перевоплощаться в различные образы, изображать повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей, подражать сказочным героям. Поэтому, лучше поддерживать и развивать творческую инициативу, это способствует прочному усвоению детьми разнообразных этюдов, включающих различные виды ритмических движений.
Для активизации театрализованной деятельности дошкольников можно использовать с детьми всех возрастов этюдные тренажи, которые стимулируют в дальнейшем работу над образами; позволяют определить уровень знаний осознанной импровизации.
В вечернее время или любое другое можно проводить с детьми театральные игры, которые помогают детям, благодаря игровой ситуации перевоплотиться в образы сказочных героев, раскрепощают ребенка, проверяют прочность приобретенных знаний, детскую самостоятельность и их творческие возможности. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Все это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно обыгрывают разные образы в театрализованной деятельности, находясь в игровой ситуации.
В свободной деятельности, на прогулке, в качестве физкультурной минутки также можно проводить с детьми ритмические игры – импровизации, которые активизируют творчество детей в танцевальных импровизациях, помогают овладеть языком пластики, в сочетании ритмики и театрального образа. Такие игры дают возможность почувствовать свое тело, создают яркий запоминающийся образ.
Так же в работе с детьми, еще используют театрализованные спектакли по мотивам сказок, на которых дети закрепляют полученные знания в непосредственно образовательной деятельности, в свободной деятельности, в индивидуальной работе. А все изученные ранее ритмические игры и этюды помогают активизировать театрализованную деятельность, детям легко перейти к спектаклям, инсценировкам. В процессе показа театрализованного спектакля у детей совершенствуется умение перевоплощаться в образы различных персонажей. Здесь, доля театрализованной деятельности, по возможности увеличивается, а доля прямых обучающих моментов – уменьшается.
Работая с детьми над театральным образом, не у всех получается обыгрывание импровизации какого-либо сюжета. Поэтому необходима индивидуальная работа с дошкольниками. Для этого подбираются различные этюды и ритмические игры вместе с детьми, учитывается их заинтересованность. Дети вместе с воспитателем могутзаниматься собирательством различных образов, сочинительством, импровизацией. Индивидуальная работа развивает не только общие, но и специальные углубленные театральные способности на основе природных задатков; поднимает на более высокий уровень развития творческого процесса, все это способствует активизации театрализованной деятельности у детей. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Также нужно обращать внимание на самостоятельную театрализованную деятельность детей. В свободной деятельности детям можно предложить поиграть в знакомые ритмические игры и этюды, тем самым закрепляя, а дети применяют полученные навыки перевоплощения в различные образы. Побуждаю использовать музыкальное сопровождение; короткие театрализованные сценки; игрушки – заменители, ростовые куклы; театральный грим, все это помогает ребенку передать эмоциональное состояние, образ при исполнении театрализованных игр, спектаклей, инсценировок.