Елена Евдокимова
Мастер-класс для воспитателей «Приемы и методы развития умений в работе с цветом в процессе изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приемы и методы развития умений
в работе с цветом в процессе изобразительной деятельности»
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Приемы и методы развития умений в работе с цветом в процессе изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цветы. Конструирование, поделки
- Темочки
Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения - тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т. п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом. Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства.
Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Это поможет найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности.
Знакомство с цветом для маленьких детей - это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Совместная деятельность в изоцентре позволяют малышам исследовать, делать открытия и управлять своим миром. Задача педагогов - обеспечить детей интересными материалами, не навязывать свои образы для копирования. Дошкольники с большим удовольствием осваивают новые технологии рисования, которые предлагают нам современные российские и зарубежные авторы: Н. М. Погасова; А. В. Никитина; Н. В. Нищева; И. В. Тюфанова; Т. С. Комарова; Пал Карчморош, Рей Гибсон, Дженни Тайлер, Фиона Уотт, Стиф Барр и другие.
Развитие у детей умений в работе с цветом мы ведём с первой младшей группы.
1. Мы показывали детям, как в дождливый день рисует дождь. В пасмурную погоду, перед дождем, во время прогулки, мы растягивали на участке пленку. На неё вместе с детьми капали краски разных цветов. Дождь капал на пленку и сам оживлял краски. Они растекались, смешивались. Получались причудливые рисунки. Этот метод не только помогает знакомить детей с цветом, но и развивает фантазию.
2. Как на участке, так и в группе мы использовали рисунки на песке - насыпали тонкий слой песка (или манной крупы) на цветную бумагу, и рисовали на нем пальцем или палочкой. Рассказывали, какого цвета рисунок получился.
3. Очень понравилась детям пальцевая живопись. Они с удовольствием рисовали пальчиком зёрнышки для птичек, игрушки на новогодней ёлочке. Используя всю ладонь, рисовали петушков и курочек.
4. В зимнее время года мы вместе с детьми изготавливали цветной лед. Дробили его, и выкладывали красивые узоры на участке. Алина П., Таня Б., Ева К., изготовили подарок солнышку - узор из теплых цветов, а Саша Ф., Егор С., Никита Т. - в подарок Снегурочке (из холодных). Таким образом, наши дети закрепляют тёплые и холодные цвета не только на занятиях, но и на прогулках.
5. Гудящие колеса. Во время прогулок, наши дети посещают малышей. Они с удовольствием знакомят их с разными цветами. Учат рисовать их необычными способами. Например, маленькими машинками. Дети 2-3х лет катают игрушечную машинку по ватману, отпечатывая их шинами цветные следы. А главное во всем этом звуковой эффект!
6. Рисунок ветра. Дети набирали краску на кисть, ставили каплю на лист бумаги и дули на неё в желаемом направлении. И на глазах появляются разные растения: у Вики Б. - расцвел желтый одуванчик, у Даши К. - оранжевый цветок, у Тимофея В. - без помощи кисти появилась заснеженная веточка.
7. Загадочные рисунки. Лист бумаги складывали пополам, брали шерстяную нитку, обмакивали в густую краску и зажимали внутри листа. Вытягивали нить и раскрывали лист. У наших детей получались разные рисунки. Богдан У. нарисовал красивый букет в подарок маме. Его цветы были разные по цвету. У Насти М. получилась красивая шляпа фиолетового цвета. Дети рисуют и называют цвет.
8. Метод волшебного рисунка - (фотокопия). Сейчас мы учимся рисовать восковыми свечками. На белой бумаге ребёнок рисует изображение. Затем широкой кистью наносит на все изображение краску. Рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. У Арины В. получился рисунок, который она назвала: «Зимняя лунная ночь». Для закрашивания листа она использовала тёмно - синюю краску. Даша К. нарисовала метелицу, используя оттенки синего цвета. Саша Ф. назвал свой рисунок «Коврик для Дюймовочки», так как его листок был раскрашен светло - красным и желтым цветом.
9. Ниткография - метод в основном для девочек. К фланели или бархатной бумаге притягиваются ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Дети учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие.
Так же мы используем и такие методы, как: «Печатание мыльными пузырями». «Надутые пузыри». «Рисование скотчем». «Изображение краем полоски». «Кляксография». «Поролоновые рисунки». «Рисование мелками». «Рисование через копировальную бумагу». «Пальцевая живопись». «Коллаж». «Рисование с помощью веревочки». «Монотипия». «Рисование на мокрой бумаге». «Граттаж». «Рисование молоком». «Художественный мусор» и многое другое.
Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Очень нравятся детям сюрпризные моменты, используемые в НОД: приход в гости сказочного героя (Радужки, Пачкули); фокусы «Превращения веревочки», «Волчки», и другие. Например: фокус, в исполнении детей «Волшебная водичка».
Материал: Графин с чистой, прозрачной водой. Три стеклянные баночки, крышки к банкам, на внешней стороне которых приклеена мишура разного цвета (красная, зеленая, синяя). На внутренней стороне крышек - гуашь (красная, зеленая, синяя).
Ход: Воспитатель наливает из прозрачного графина чистую воду в прозрачные банки. Дети, исполнители (пришли в гости в роли Факиров, закрывают их крышками, говорят «волшебные слова», встряхивают.
«Волшебные» слова:
Ах, водица, ты водица,
Прозрачная, как иней
Стань ты не прозрачной,
Стань водица … (синей, красной, жёлтой и т. д.)
Вода в банках превращается в цветную. Дети с удовольствием участвуют в таких сюрпризных моментах, с легкостью заучивают стихи и тем самым закрепляют названия цветов.
Мы начали применять в работе, и планируем в старшем возрасте продолжать использование следующих инновационных технологий:
• Рисование молоком, данная технология предполагает рисование на тонированных листах (голубой, зелёный, красный и т. д.).
• «Синтез искусств» - ознакомление детей с живописью.
Живопись - такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Именно от выбора цвета зависит настроение картины, её эмоциональное воздействие.
• Рисование красящей бумагой - волшебным сюрпризом для наших детей оказалось рисование без красок. Нам понадобились обрезки креповой бумаги. Малыши мочили бумагу в воде и оставляли на ватмане следы разного цвета. После высыхания, эти следы превращались в разные предметы с помощью фломастеров.
Мы развивали восприятие цвета наших детей с помощью наблюдений красоты цветовых отношений в природе, окружая их произведениями живописи, народного и декоративно - прикладного искусства, предметами быта. Цвет может лепить форму предмета, изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроения, определенное эмоциональное состояние. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать.
• Еще один путь знакомства со свойствами цвета, который, мы применяем в своей работе, состоит в возможности сопоставить цвета и звуки (Инновационная технология «Метод синестезии»).
Для занятий тщательно отбираются музыкальные произведения. Чем глубже и тоньше чувствует музыку ребенок, тем интереснее и многоцветнее его рисунок. Дети очень быстро начинают понимать, что между настроением музыки и цветом есть эмоциональная связь.
После занятий, на которых дети передавали свое впечатление от музыки, в их высказываниях по ней появились много «живописных» определений. Прозрачная, светлая, темная, золотая, хрустальная, блестящая, сверкающая, черная, яркая и т. д.
Дети как бы «играют красками» : смешивают их, получают разные оттенки, сравнивают со звучащей музыкой - учатся «видеть музыку» и «слышать живопись». Они с нетерпением ждут этих занятий, чувствуют себя на них раскованно, свободно и радостно. Музыка сопровождает рисование, эмоционально поддерживая детей. Рисунки детей поражают своей выдумкой, фантазией, игрой воображения.
С детьми были проведены следующие занятия:
«Угадай настроение» (диатипия).
«Размываем обиду красками» (по мокрому).
«Радужный цветок» (художественный мусор).
«Мир ликующих линий и красок» (рисование веревочкой).
«Путешествие в страну красок» (рисунок ветра).
«Краски радуги» (витражи).
«Осенняя пылающая листва на фоне голубого неба» (рисование на воздушных шариках).
«Серые котята» (акватушь).
«Витражи для замка волшебницы - Осени» (витраж)
«Каким бывает небо в природе» (по мокрому).
«Зимние мелодии» (рисование апельсинами).
«Мое настроение» (поролоновые рисунки)
«Сказки наших фантазий» (рисование молоком)
«Что я вижу, когда плачу» (по мокрому).
«Мой сон» (рисование свечей).
«Мои мечты» (гудящие колеса) и др.
Используя инновационные технологии на занятиях по изобразительной деятельности, мы учим детей видеть необычное в привычном. Учим смотреть, на что-либо обыкновенное и преобразовывать его во что-то необыкновенное, распознавать образ, т. е. узнавать сходство и несходство между явлениями и предметами. В процессе такой деятельности дети учатся быть восприимчивыми к случайности. Именно случайность помогает людям делать великие открытия.