Ульяна Михайловна
Методика проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить воспитателей ДОО с методикой выполнения артикуляционной гимнастики.
Вводная часть
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Публикация «Методика проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.
Для того чтобы выработать у ребенка качественные и четкие движения органов артикуляции необходимо проводить артикуляционную гимнастику.
Теоретическая часть
Что такое артикуляционная гимнастика? Виды артикуляционной гимнастики.
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.
Прежде чем преступить к проведению артикуляционной гимнастики, детей следует познакомить с органами речевого аппарата.
Ознакомления детей с органами артикуляционного аппарата :
Вторая младшая группа.
Педагоги рассказывают, что в речи принимают участие: рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата : губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад. «Сказка про язычок» поможет познакомить детей с артикуляционным аппаратом.
Средняя группа.
Уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.
Старшая группа.
Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и продолжают учить делать язык то широким, то узким.
Подготовительная группа.
Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как педагогу не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно, лишь сказать: «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».
Виды артикуляционных упражнений (По Филичевой Т. Б.) :
Статические упражнения – цель: удержание артикуляционной позиции.
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с (рис. 9).
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с (рис. 10).
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 11).
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с (рис. 12).
5. «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз (рис. 13).
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
Динамические упражнения – цель: выработка подвижности языка и губ, их координацию и переключаемость
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
Методика проведения артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись, становились более прочными. Начинать с 2-3 упражнений. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнения динамических. Начинать гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд или под счет от 5 до 10.
3. На первых занятиях упражнение повторяется до 5 раз в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. В начальный период ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Если артикуляционная гимнастика проходит в группе фронтально, то педагогу необходимо продумать расположение детей так, чтобы он мог охватить своим взглядом всех детей. Для этого можно поставить стульчики в шахматном порядке или двумя полукругами, чтобы дети с нарушениями речи (в комбинированной группе) или дети с более тяжелыми нарушениями речи (в логопедической группе) находились на виду у педагога.
Для привлечения внимания детей к артикуляции, педагог может окрасить губы в яркий цвет помады.
Практикум «Артикуляционная гимнастика»
Оборудование: зеркала, салфетки бумажные.
Раздаточный материал для каждой группы:
- методика проведения артикуляционной гимнастики;
-ознакомление с органами артикуляционного аппарата по возрастам.
Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, челюстей.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Сейчас мы с вами проделаем несложный комплекс артикуляционной гимнастики по Комаровой Л. А
Комплекс будет состоять из 4 упражнений: 2 статических и 2 динамических.
1. «Улыбочка». Зубы и губы плотно сомкнуть, уголки губ тянем в стороны к ушам. Лицо спокойное. Считаем до 10.
2. «Лопатка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край напряженного языка на нижнюю губу. Губы не поджимать. Считаем до 10.
3. «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». Считаем до 10.
4. «Лошадка». Улыбнуться, открыть рот, язык прикрепить к небу и не отрывая его пощёлкать («лошадка цокает копытами»). Следить за нижней челюстью, она должны бать не подвижна. Считаем до 10.
Если у ребенка не получается выполнять в быстром темпе, то сначала учим его делать упражнение медленно, но качественно. Со временем прибавляем скорость.
Заключение
Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит учителю-логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателями группы детского сада и с родителями дома.
Качественно выполняемая артикуляционная гимнастика — это залог чистой и правильной речи.