Роза Ханиева
Консультация «Методика обучения связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
План семинара
1. Значение, задачи и содержание обучения связной речи.
2. Обучение диалогической речи.
3. Пересказ литературных произведений.
4. Рассказывание по игрушкам и картине.
5. Творческое рассказывание и рассказывание из опыта.
Значение, задачи и содержание обучения связной речи.
Согласно ФГОС содержание образовательной программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать структуры единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Оно предполагает решение таких задач:
Публикация «Консультация „Методика обучения связной речи“» размещена в разделах
- Овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащения активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой культуры речи;
- фонематического слуха;
- ознакомление с книжкой культуры, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Развитие связной речи-одна из главных задач детского сада. Под связной речи мы понимаем смысловое развернутое высказывание людей.
Психологи подчеркивают, что связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого умственного воспитания детей.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует норму поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Виды связной речи :диалогическая монологическая.
Диалогическая речь - первичная естественная форма языкового общения, она состоит из обмена высказываниями. Для неё характерны такие формы, как вопрос, ответ,добавление, пояснение формулы речевого этикета, при этом необходимо обязательно учитывать условия, формы и цели общения.
В младшем возрасте ребенок должен свободно вступать в общение со взрослыми и детьми,уметь выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых.
У ребенка должна возникать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что делал, как играл.
Основным методом формировании диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. На основе диалогической речи происходит активное овладение фонематическим, лексическим и грамматическим строем родного языка.
Монологическая речь- это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать но и описать. Монологическая речь- это организованный вид речи (каждое высказывание, говорящий планирует). Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами, т. е умение строить высказывание,которые бы наиболее точно и полно передавало замысел говорящего. Владение связной монологической речью - одна из центральных задач речевого развития дошкольников.
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи : пересказ и рассказ.
Структура работы по пересказыванию:
1. Вводная часть.
- Подготовка к восприятию нового произведения (оживление аналогичного опыта, показ иллюстрации др.)
2. Первичное чтение без установки на последующий пересказ (художественное восприятие
- Эти два этапа опускаются, если текст детям знаком.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и пересказ.
4. Подготовительная беседа ( разбор произведения: содержание, характеристика образов, внимание к языку,прямая речь, интонации и др).
- Эти 4 этапа опускаются, если дети хорошо знакомы с тестом на предыдущих занятиях.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.
"- Вслушайтесь, как я рассказываю"
6. Пауза для подготовки детей к ответам (несколько секунд).
7. Пересказ (3-7). Активное руководство воспитателя.
В конце вызывается ребенок с наиболее яркой речью.
Используется пересказ по ролям,инсценировка и др.
Виды рассказывания в детском саду
1. Рассказы по восприятию:
- Описание игрушек
- Описание натуральных предметов
- Описание рассказам по картинам
2. Рассказывание по памяти:
- На темы из коллективного опыта
- На темы из личного опыта
- Дидактические игры на описание
- Объект по памяти.
3. Рассказывание по воображению:
-Придумывание рассказов об игрушке, в т. ч. рассказы- инсценировки.
-Придумывание рассказа по картине
-Придумывание рассказа на предложенный сюжет
Структура занятия по обучению описательных рассказов
-Название предмета
-Характерные признаки (По ходу обследования)
-назначение и взаимосвязь частей
-назначение предмета и действий с ним
Могут быть:
сравнительные
(кукла-мишка; мяч- кубик)
объяснительные
(ребенок объясняет как играть,что делать)
Структура занятия по обучению повествовательного рассказа
-название героя
-описание внешнего вида (иногда)
-первое событие (завязка)- когда и где происходит
-Развитие действия(2-3 эпизода) причинно-временная связь
-развязка (окончание)
Долгий и продолжительный процесс обучения. Можно описывать поступок, придумывать начало рассказа, конец придумать диалоги т. д.)
Рассказывание из личного опыта.
-Рассказы детей из опыта вводятся в средней гр.
-Предлагаются темы о недавней пережитых ярких событиях : экскурсии,прогулка,труд,праздники и т. д. Закрепляя впечатления,воспитатель проводит дидактическую игру,рас-ние картинок,читает поэтических произведения.
-Обучение рассказыванию лучше начинать с коллективного рассказа. Важным методом приёма яв-ся направление внимание детей на то, чтобы они вспоминали какие-то события и передали их в рассказах.
- Рассказ-образец воспит-ля должен подчиняться следующим требованиям: 1 тема рассказа и его содержание должны быть близкими детскому опыту.
- 2 четкость построения,отсутствия изменений деталей,динамичность действия, ясная концовка.
-3 язык рассказа должен быть приближен к разговорному, эмоционален,лишен однообразия.
-Учитывая умение детей, вводиться образец в виде начало рассказа:
-Воспит-ль дает начало,только завязку начинает путь развития сюжета, а ребенок доводит до логического юнца.
-Обучение рассказыванию приучает детей к более продолжительностью разговору на близкую для них тему и подводит к творческому рассказыванию.
Творческое рассказывание.
-Составляет творческий рассказ,ребёнок должен самостоятельно придумать его содержание,которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, составляющую этому содержанию. Для того чтобы сос-ть хороший рассказ,необходимо знать его композицию (завязка,кульминация,развязка,владеть большими запасом слов,уметь построить содержанию интересно и выразительно передать свой замысел.
-Существует различные варианты творческих.
-Придумывание продолжение и завершения рассказа.
-Воспитатель сообщает начало рассказа,его заявку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Тематика рассказа самая разнообразная "Случай в лесу","Что случилось с Аней" .
-Придумывание рассказов об игрушка; " Расскажем о своей любимой игрушке".Педагог напоминает,что нельзя повторять ни персонажей,ни действий,которые придумали другие дети.
Особое внимание надо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми.
-Придумывание рассказа по теме. предложенной воспитателем. Ребенок выступает автором,самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на составление рассказа. Можно давать различные темы и для придумывания о животных:"День рождения лисы","Приключения волка",и т. д.
-Обучения рассказывания оказывает влияние на все стороны речевого развития для дошкольников,на их речевой подготовки для дальнейшего обучения в школе.
-Обучения связное речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание;развивают образность и выразительность речи,обогащает художественно-речевой опыт детей.
-Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности формой общение с общения с окружающими.