Получи документы

Консультация «Особенности связной речи детей с нарушениями речи»

Надежда Витальевна Гогунская
Консультация «Особенности связной речи детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести» - сказал поэт Вадим Шефнер.

Слово выступает как нечто центральное в системе речи человека.

Под словом подразумевается вся речь человека.

«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать благоуханным цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскалённым железом и комьями грязи.

Публикация «Консультация „Особенности связной речи детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повергнуть в уныние,

сотворить улыбку – и вызвать слёзы, породить веру в человека и зародить недоверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души».

В. А. Сухомлинский.

Сила слов, произносимых человеком, необыкновенна.

Всё зависит от того как человек научился пользоваться словом.

• Слово – стяг, дружину водит.

• Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

• Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

• Хромое слово – кривая речь.

• Слово – не стрела, но пуще стрелы разит.

• Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесённой словом – врач бессилен.

Дар речи – удивительная способность, которая дана только человеку. Мы настолько привыкли пользоваться этим даром, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен, загадочен.

От того как человек владеет словом, речью зависит часто его жизнь, а иногда и жизнь других. Вот лишь один из примеров, доказывающих это: многие профессии требуют от человека грамотной, красивой связанной речи (президент, преподаватель, диктор, диспетчер, воспитатель, лётчик, врач, продавец, абитуриент, студент и….

Как мы сумеем сформулировать и выразить словами свою мысль, подобрать языковые средства, чтобы сдать экзамен, или объясниться в любви, или пройти аттестацию, или продать товар, или хорошо провести занятие зависит, иногда, наша дальнейшая судьба, судьба другого человека, или отношения с человеком.

«Но я же всё понимаю, знаю, а вот сказать не смог, не получилось».

Иногда про человека скажут: «Ну, просто красавица, но рот лучше бы не открывала».

Всё это касается вершин владения связной речью в дальней, взрослой жизни человека. Азы владения связной речью закладываются в детстве, начиная, как казалось бы ни странно, от рождения.

Определение, что такое связная речь, варьируются в разных изданиях, у разных учёных. Вот одно из них. Связная речь – это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Невозможно построить грамотно работу по подготовке детей к успешному обучению в школе не осуществляя преемственность. Здесь следует отметить, что вопрос о преемственности в развитии связной речи у ребёнка не стал предметом глубоких научных исследований и остаётся одним из трудных вопросов, ещё и по тому, что он недостаточно изучен.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение (пересказ) текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, как в устной, так и в письменной речи – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи на всех уроках в школе и при выполнении домашних заданий.

Только при последовательной, системной работе по обучению связной речи, начиная с дошкольного возраста, возможно успешное обучение ребёнка в школе.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причины этого роста разные:

* общая соматическая ослабленность детей ( например: ребёнок начинает фразу, к концу истощается, комкает её);

* педагогическая некомпетентность родителей (завышенные или заниженные требования при формирования навыков связанной речи, незнание норм онтогенеза речевого развития);

* увлечение гаджетами;

* некомпетентность педагогов (хаотичность, отсутствие системы планирования, проведения занятий);

* увеличение нарушений перинатального развития детей;

* эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте (эмоциональная и речевая холодность, раздражительность);

И в итоге: в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития, и ещё больший процент развития связной речи.

Хорошая речь развивается не самостоятельно, а в комплексе с развитием всех систем и функций детского организма. Особенно важно для полноценного речевого развития детей формирование психических функций, которые у части детей или нарушены, или развиваются с задержкой.

Если у детей отмечаются нарушения, или качество формирования высших психических функций (внимание, память, восприятие, воля, воображение)- это препятствует развитию речи, эффективной коррекции всей речевой деятельности:

* ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения, без чего просто невозможна связная речь;

* нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции, к бедности словарного запаса, страдает содержательность;

* отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением при обучении рассказыванию, пересказе, описаниях, страдает логичность, последовательность.

* нарушения эмоционально-волевой сферы, что сейчас встречается часто у детей, инфантилизм, гиперактивность, заторможенность (расторможенный ребёнок быстро начинает рассказ или фразу, к середине или концу комкает её, не ищет нужные слова, ограничивается тем, что в его арсенале слов очень знакомо ему, у заторможенного ребёнка, как правило, снижен познавательный интерес, он очень долго подбирает слова, часто такие дети используют заменители – жесты, уловки МММММ, сейчас, ну, повторяют одну и ту же фразу, слово);

* в том случае, когда у ребёнка страдает воображение он не в состоянии придумать конец рассказа или начало, не может придумать предложение к пропущенной картинке….

Необходимо помнить, что речь – это вторичное нарушение. Без знания того, чем первично вызваны нарушения речевого развития вообще и связной речи в частности невозможно построить работу по развитию и коррекции связной речи. Это опять же вопрос преемственности и комплексного подхода к обучению и развитию связной речи.

Чтобы знать особенности развития связной речи у логопедических детей, необходимо знать норму развития связной речи у ребёнка в каждом возрасте.

Речевое развитие человека, ребёнка проходит последовательно разные этапы. Не может ребёнок родиться и сразу красиво и правильно заговорить. Вспомним что это - крик при рождении, гуление, лепет, слова, фраза, связная речь. Все речевые основы, как мы видим, закладываются в раннем и дошкольном детстве.

И если хотя бы один из этих этапов недостаточно развивается или задерживается, то о развитии полноценной свободной связной речи говорить не приходится.

Например: до 3 лет - это умение понимать речь взрослых, отвечать на простейшие вопросы что это? кто это?; во что одет? Что везёт? Какой? и другие. Повторять несложные фразы.

В 3-4 года основной задачей является развитие диалогической речи, хотя зачатки монологической речи у нормально развитых детей появляются уже в этом возрасте

С 4-5 лет мы уже учим ребёнка описанию по образцу взрослого, составлению рассказов по картине, с использованием раздаточных карточек.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер.

Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешку, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая, смысла слов.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Появляется описание и повествование. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

В старшем дошкольном возрасте, а это 5-6 лет мы продолжаем развивать диалогическую речь, а так же активно развиваем монологическую речь- учим рассказывать о предметах, по сюжетной картине по картине с последующим развитием действия, учим составлять рассказы из личного опыта, творческие рассказы и другое.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Можно сказать, что дети должны интенсивно овладевать монологической речью. Ребёнок может уже без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, явления, которые ему хорошо знакомы.

Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные, часто опускает.

С 5 - 6 лет, ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы, а не только познавательные.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного. Это опять же при нормальном речевом развитии.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе, употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Итак, какие же требования к связной речи peбёнка можно предъявить перед поступлением в школу?

Первое требование - требование содержательности речи. Связно говорить или в дальнейшем писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ребёнка, а в школе ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будет передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

У детей с нарушением речи беден словарь, и, естественно, содержательность связных высказываний не может быть богатой. Ребёнок, с которым недостаточно наблюдали, сравнивали, делали заключения - так же не наполнит богатым содержанием свой рассказ. Второе требование - требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребёнок говорит, а затем и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов (потому что, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание, рассказ, описание.

Достаточно часто дети с нарушениями речи начинают рассказ об одном, а потом переходит совершенно на другую тему, или перескакивает, меняет последовательность событий. Не могут сказать, что было сначала, что потом, не могут, или говорят вначале об одном, затем о другом, затем опять возвращается к первоначальному (путаница). Если ребёнка в младшем возрасте не научили наблюдать, сравнивать, последовательно называть действия, события (что сначала, что потом, то в старшем возрасте он не справляется со многими речевыми заданиями, у такого ребёнка нарушена последовательность связной речи.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к речевому оформлению устных сообщений и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, сочетания, которые передают те черты, которые присущи изображаемому предмету. Поэтому упражнения по подбору родственных слов, слов синонимов, антонимов (понятия не даются) и другие должны быть на всех занятиях, во всех режимных моментах.

«Говорил, говорил, но ничего не сказал». «Пустые слова».

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи - это умение в дошкольном возрасте достаточно ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. «Говорит, как ручей журчит».

Ясность речи - это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Можно представить, что в детском саду читается лекция, или продавцам – высшая математика.

Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи : хорошая

дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии -

произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать)

выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами,

логическим ударением и прочее.

«Каша во рту» и ничего не понять – так иногда говорят про тех, у кого страдает произносительная сторона речи, не сформированы общие речевые навыки.

И выразительность, и ясность речи предполагает ее чистоту, т. е. отсутствие лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.

литературные нормы. Мы все встречали людей, детей, у которых речь изобилует просторечными словами и выражениями некрасива, неграмотна, трудно воспринимается на слух и т. д.

Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Речь развивается не самостоятельно, а в комплексе с развитием всех систем и функций детского организма. И только при участии взрослого. Очень важно знать, что учебно-воспитательный процесс - это процесс двусторонний, - он затрагивает и деятельность педагога, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается. Только в общении со взрослым может развиваться речь ребёнка.

В последние годы в методике обучения родному языку на смену грамматическому направлению постепенно, но уверенно приходит коммуникативное направление, то есть на первое место становится обучение родному языку, как средству общения, обучение речевой деятельности, как средству коммуникации (возможно это связано с увеличением числа детей с нарушениями общения дети с задержкой речевого развития, с РАС, и др).

Первое условие развития связной речи ребёнка – это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в работе по развитию речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят ребёнка перед необходимостью речевых высказываний. Возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чём то. Мы, взрослые, иногда не позволяем ребёнку осуществлять речевые пробы, не умеем слушать и слышать ребёнка.

«Подожди со своими разговорами, видишь я говорю со взрослым», или часто не зная, почему произошёл конфликт между детьми, взрослый не выслушав ребёнка, его доводов, объяснений, доказательств, делает свой поспешный вывод - ты виноват. Или на занятиях в играх, не давая ребёнку ответить, сформулировать своё мнение педагог спешит ответить сам за ребёнка.

Общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребёнка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи.

Речевая среда - это речь родителей, (у детей с нарушением речи страдае, как правило, этот компонент – эмоциональная холодность, речевая холодность – в речи глаголы, приказы – встань, иди, не трогай, воспитателей, младшего воспитателя, друзей, фольклор, художественная литература, радио, телевидение, кино, театр.

Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребёнка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта ребёнка, от объёма и динамичности его знаний.

Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале – это 3 условие: Ребёнок хорошо расскажет или напишет (в школе) только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Материал должен быть значимым, он должен быть интересен. Это также необходимое 4 условие речевого развития детей.

Язык усваивается ребёнком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Необходима специальная работа, занятия по овладению навыками связной речи.

Это 5 условие для развития связной речи – целенаправленное обучение. Полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. Письменная речь детей в младших классах всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, которые не были сформированы в дошкольном детстве, то есть в устной речи.

Целенаправленно в работе по развитию речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи : при подготовке к рассказу, любому: описательному, по картинке, творческому, а в школе к сочинению обязательно должна проводится работа над словом и предложением.

У детей с нарушением связной речи эти предыдущие две линии – слово, словосочетания и предложения, как правило, развиваются или с задержкой или с недостаточным качественным формированием, например: бедный словарный запас – незнание многих слов, неточное употребление слов, нераспространённое предложение, состоящее из одного слова, или из двух – глагола и существительного, грамматически нарушенное, со смысловой неопределённостью.

Упражнения в связной речи : разные виды рассказывания, пересказы в детском саду, а в школе сочинения и т. п. представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умения накапливать материал, и графико-орфографические умения в школе.

Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что часть, в некоторых случаях большинство детей к концу дошкольного возраста не овладевают навыками связной речи. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, используемые слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети ограничиваются простым перечислением изображенных предметов или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, место действия, времени; они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные отношения.

Связная речь у таких детей характеризуется отсутствием развёрнутости (рассказ из одного предложения, или из двух); отсутствием произвольности (ребёнок может рассказать только при помощи многочисленных вопросов); нарушена непрерывность высказывания, рассказа; отсутствует внутреннее планирование отдельного высказывания, или всего рассказа в целом.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи – это как невспаханное поле. Вспахав которое, мы обеспечим хорошее интеллектуальное развитие ребёнка, сформируем его характер, эмоции, личность.

Поможем ребёнку стать успешным при обучении в школе, в жизни!

Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи по развитию речи «Аквариумные рыбки» Администрация городского округа г. Урюпинск муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 2–3-х лет» Консультация для родителей Особенности развития речи детей Первая младшая группа (от двух до трех лет) Подготовила: Самотохина М. Н., воспитатель.

Консультация для родителей «Особенности связной речи детей» Особенности связной речи детей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично,.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста» Слайд 2. В работе с детьми дошкольного возраста главное место отводится формированию связной речи и речевого общения. «Связная речь,.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.

Мастер-класс «Использование приёмов ИКТ в работе по формированию связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи» Автор: Есаулова Анастасия Анатольевна, Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» г. Смоленск 16.03.2017г. Использование приёмов.

Особенности монологической речи у детей с нарушениями слуха «Особенности монологической речи у детей с нарушением слуха» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…. 2 1. Теоретические основы.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Особенности связной устной речи учеников младшего школьного возраста с умственной отсталостью Оглавление Введение….3 Глава 1 Особенности формирования связной устной речи учеников младшего школьного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности связной речи детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 10:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности связной речи детей с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Витальевна Гогунская (УИ 1312593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД