Валентина Барсук
Методика обучения рассказыванию по игрушкам
Вступление 3
Глава 1. Виды занятий по обучению рассказыванию
по игрушкам и предметам 4
Глава 2.
Методика проведения занятий по обучению
рассказыванию по игрушкам и предметам в
разных возрастных группах 5
2.1. Требования к игрушкам 5
2.2. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию
в разных возрастных группах и приемы обучения 6
Публикация «Методика обучения рассказыванию по игрушкам» размещена в разделах
Заключение 10
Литература 11
2
Вступление
Занятия с игрушками были разработаны Е. И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.
Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста.
Значение игрушек в обучении детей рассказыванию :
сенсорное воспитание и развитие наблюдательности;
развитие мышления и воображения;
закрепление и активизация словаря, а также источник новых слов;
вызывает положительные эмоции, желание высказаться.
Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек :
• дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
• сюжетные (образные) : куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
• готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
• наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
3
Глава 1. Виды занятий по обучению рассказыванию
по игрушкам и предметам
1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.
Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды,»Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разных по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения при описании игрушки, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.
Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка : «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка», (Конь); «Идет мохнатый идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». (Баран).
Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.
2. Сюжетные рассказы (повествования).
Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о
4
действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на
деятельность ряда анализаторов;
Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.
Глава 2. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию
по игрушкам и предметам в разных возрастных группах
2.1. Требования к игрушкам
1) Игрушки должны быть яркими, образными, с яркой индивидуальностью (утёнок смешной, неуклюжий).
В старшей группе игрушки должны быть сложными. Например: телефон, машинка с открывающимися частями, холодильник, газовая плита.
2) Игрушки должны быть достаточной величины, чтобы всем детям были видны все части (высотой не менее 10 см.).
В младшей и средней группах целесообразно игрушки внести в группу с утра, чтобы дети могли потрогать, рассмотреть ещё раз новую игрушку и на занятиях игрушку в руки детям не давать, т. к. это отвлекает их внимание.
В старших группах, обычно, дети сами принимают участие в подборе игрушек для занятий.
3) Количество игрушек :
- младшая группа – на занятии описывают 2-3 игрушки;
- средняя группа – 1 2 4-5 игрушек;
- старшие группы – 4-8 игрушек.
4) В младших группах в начале года предпочтительно брать игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду.
5
5) Игрушки можно выставить сразу все или по одной, в зависимости от замысла педагога.
6) Перед занятием по составлению описательного рассказывания, игрушки должны быть рассмотрены или на занятии или в свободное время за 2-3 дня до занятия.
2.2. Методика проведения занятий по обучению рассказыванию
в разных возрастных группах и приемы обучения
1) Младший дошкольный возраст
Занятия проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с нею.
I Этап.
Научить детей сосредоточиться при рассматривании игрушек и предметов.
Научить отвечать на вопросы по их описанию.
Подвести детей к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2-3 предложений. Повтор описания воспитателя.
II Этап. (Совместное составление описания).
Рассматривание игрушки.
Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают.
(Это…котенок. Он…пушистый, маленький).
III Этап.
Сценки-рассказы (с набором игрушек) воспитателя, рассказ сопровождается драматизацией.
По ходу действия в рассказ включаются высказывания детей.
IV Этап.
Воспитатель использует стихи, потешки, загадки.
6
После отгадывания игрушка показывается, рассматривается и описывается.
Занятие завершается чтением стихов, потешек.
1) Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно
составлять рассказ-повествование о них.
Рассматривание игрушки, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существа, подбираются сравнения, определения. (Осторожная, хитрая лиса; пугливый заяц).
Описание игрушки проводится по определенному плану: правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Это учит детей, в какой последовательности они будут описывать игрушку.
Дети часто не знают, как начать высказывания и чем его закончить, как связать предложения. Поэтому в процессе рассматривания игрушек, вопросно - ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями.
Прием – повтор слов.
Кто это? Это еж. Кто колючий? Еж колючий. У кого на спине иголки? У ежа на спине иголки. (В вопросе содержится ключевое слово, которым оперируется ребенок при ответе.).
Кто это? Зайчик. Какие уши у зайчика? У зайчика длинные уши. Какой хвост у зайчика? У зайчика короткий хвост. (Правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе).
Прием - следуя образцу, описывается игрушка.
У воспитателя и ребенка одинаковые игрушки по содержанию, но разные по размеру и цвету.
У меня мишка большой черный. У меня тоже мишка, но маленький и белый.
У моего медведя ушки круглые пушистые. У моего мишки тоже ушки круглые пушистые. (Восстанавливается предложенная структура
7
описания, заменяются лишь два слова).
У меня большая белая машина. У меня большая красивая кукла.
У машины руль и круглые колеса. У куклы черные глаза, светлые волосы. (Сохраняется структура предложения, заполняется предложение новыми словами).
Другие приемы – подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.
Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания. Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного рассказа. (Начало, середина, конец).
Сначала дается представление о том, как можно по-разному начать рассказ (Однажды…; Как-то раз). Давая зачин рассказа, предлагается ребенку заполнить его содержанием. Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями речи, формирует умение пользоваться словами связками (вдруг, тогда, использовать глагольную лексику (позвал – убежал; спросил – ответил, учит включать диалог действующих лиц, элементы описание внешнего вида.
Значительное место занимают дидактические игры на описание. Если во второй младшей группе дети учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами оставляют загадки на основе образца воспитателя.
3)Старшая группа
Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы по группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный характер.
Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.
В этом возрастном этапе игрушка занимает меньшее место, но к умениям описывать игрушку и строить повествование предъявляются
8
более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи.
Основное отличие от среднего возраста – в усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения.
4)Подготовительная группа
В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях.
У ребенка в возрасте шести-семи лет мыслительно-речевая деятельность
приобретает более сложные формы. Он интересуется не только содержанием
слышимой речи, но его внимание все больше начинает привлекать языковаяформа выражения мыслей, суждений, впечатлений.
Установлено, что дети этого возраста, опираясь на опыт, накопленный при обучении в средней и старшей группах, способны выполнять достаточно сложные речевые задания. В связи с этим на занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, а, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.
Задание описать объект побуждает ребенка быть наблюдательнее, последовательно излагать увиденное и услышанное, активнее пользоваться словарным запасом, рассказывать обдуманно и осмысленно.
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек.
Руководя рассказыванием, воспитатель должен осторожно отводить ребёнка от излишней детализации, возвращать к сюжетной линии, если ребёнок отошёл от неё, своим вопросом, напоминанием, уточнением, дополнением помогать составить стройный, логичный, образный рассказ.
Можно составить рассказ в виде инсценировки. Воспитатель даёт образец - рассказ. Рассказ сопровождается действиями игрушек.
Педагог предлагает детям подумать, про какие игрушки они будут рассказывать («Девочка и собачка», «Заяц и лиса»). Напоминает, что нельзя повторять ни персонажей, ни действий, которые придумали другие дети. Образец воспитателя даётся в том случае, если в нём есть необходимость (он может быть дан и в середине занятия).
Особое внимание надо обратить внимание на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку даёт воспитатель, отмечая и интересно задуманное содержание рассказа, и необычность поступков игрушечных
9
персонажей, и язык рассказа - форму, в которой передано содержание.
После занятия можно оставить игрушки на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ними и упражнялись в составлении различных инсценировок. Педагог должен обязательно подключаться к этим играм и следить за содержанием рассказов.
Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Эти спектакли строятся на элементарной детской импровизации. Перед началом воспитатель проводит небольшую беседу с группой детей, предлагает придумать «историю» про эти игрушки и рассказать её сначала товарищам, а потом малышам. Темы могут быть любые, например: «Что случилось со слонёнком в зоопарке?».
Заключение
Интересные занятия с игрушками описаны в ряде методических пособий. Особо можно выделить игры-занятия, разработанные Э. П. Коротковой. На них обучение описанию игрушек осуществляется одновременно с формированием грамматически правильной речи и обогащением словаря. Задания на описание постепенно усложняются, используются приемы мотивации речи, обогащается игровая деятельность детей.
10
Литература
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей- М. :Просвещение,1984.
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада- М. :Просвещение,1978.
3. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию- М. :Просвещение,1982.
4. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста- М. :Просвещение,1979.
5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ под ред. О. С. Ушаковой – М: ТЦ Сфера, 2009.
6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М: Владос,2004.
7. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина- М. :Академия,1999.