Наталья Хорошун
Консультация-практикум для воспитателей «Организация досуговой деятельности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы любим наблюдать за детьми во время праздника. Видеть, как меняются их напряжённые лица, как хмурятся их маленькие брови. Как тревожно дрожат их пушистые реснички, а потом лицо расплывается в светлой улыбке? Они восхищаются и огорчаются, радуются и досадуют, негодуют и сопереживают… Когда ребятам интересно, они внимательны и увлечены, старательны и активны. Понимание того, что весь этот сложный образно-эмоциональный процесс восприятия ребёнком праздника во многом зависит от нас, воспитателей и музыкальных руководителей, обязывает ответственно относиться к своей профессии, к делу, которое требует немало педагогической мудрости и мастерства при прикосновении к хрупкой детской душе.
Публикация «Консультация-практикум для воспитателей „Организация досуговой деятельности в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Зачем детскому саду праздник? Что тут говорить и так ясно – для радости, веселья, тайны. Без праздника детская жизнь немыслима.
«Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
Фантазии, творчества.
Без этого он засушенный цветок».
(В. А. Сухомлинский).
Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики, которые надо отыскать, затронуть, чтоб они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал светлым и радостным. А верёвочка, которая заставляет их звенеть, – это увлекательные досуги, праздники, игры. Праздник в детском саду – это окно в волнующий мир музыки, поэзии, увлекательных игр и затей.
Детство – самая замечательная пора в жизни человека, и сделать её такой помогают разнообразные праздники. Праздник, какой бы он ни был – календарный, фольклорный или сказочный, – не должен быть сухим и скучным. Малышам нравится праздничная атмосфера, они всегда рады гостям, которые приходят на торжество. Но бывает так, что дети негативно относятся к сказочным персонажам на празднике, замыкаются, отталкивают их, не желая общаться. Как этого избежать? Любой приглашённый персонаж должен быть хорошо знаком детям по сказкам и мультфильмам. Костюм героя надо продумать до мельчайших деталей. Появившись на празднике, персонаж должен дать детям время рассмотреть его и потрогать. Познакомиться поближе и понять, с какими намерениями он пришел к ним. Когда герой праздника выбран удачно, дети открыто с ним общаются, отвечают на его вопросы, с удовольствием играют с ним, а так же поют ему песенки и учат танцевать. Перед каждым праздником рекомендуется устраивать с детьми беседы на соответствующую тему: показывать сюжетные картинки, рассказывать о поре года, читать стихотворения, связанные с тем или иным персонажем. Это поможет детям понять и прочувствовать атмосферу праздника.
Сценарий объединяет художественный музыкально-литературный материал в единую, целостную форму, в соответствии с содержанием того или иного вида досуга. При проведении любого праздника самое главное – чтобы ни один ребёнок не оказался безучастным, незадействованным, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль.
Рекомендации к составлению сценария:
1. Необходимо тщательно продумать оснащение праздника, оформление зала.
2. Следует серьёзно и вдумчиво отнестись к подбору ведущего.
3. Никто из детей не должен остаться вне праздника. А чтобы все ребята чувствовали себя комфортно, обязательно нужно учесть возможности данной группы.
4. Необходимо продумать темп, динамику развлечения. Поэтому не обойтись без воображаемого проигрывания сценария. Такое проигрывание позволит избежать неприятных сюрпризов, всякого рода неожиданностей.
5. Окончательно сценарий дорабатывается после обсуждения его с воспитателями, работающими с данной возрастной группой, с заместителем заведующей - методистом. Совместное обсуждение с коллегами общей направленности и деталей праздника позволит улучшить качество сценария, обогатить материал новыми идеями.
6. Когда сценарий написан и откорректирован, начинается этап подготовительной работы. Здесь не обойтись без ежедневной фиксации проделанного, планирования на ближайшее время (на следующий день, будущую неделю).
Методические рекомендации по организации праздников в детском саду.
1. Если вы выбрали сценарий для проведения праздника, то на педагогическом совете обсудите его с коллегами. Внесите коррективы, учитывая конкретные условия ДОУ, возрастной группы. Важно, чтобы организация праздника отвечала интересам детей и каждый ребёнок получил удовольствие от участия в нём.
2. В подготовке праздника принимает участие весь педагогический коллектив, но особая роль отводиться музыкальному руководителю. Педагог-музыкант должен создать условия для постепенной подготовки репертуара, входящего в сценарий праздника, чтобы избежать ненужной спешки и утомительных внеочередных занятий.
3. Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности программы, он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе праздника. В связи с этим роль ведущего отдаётся педагогу, обладающему музыкальностью, артистичностью, умением держаться на сцене, находчивостью, коммуникабельностью.
4. Необходимо заранее распределить поручения между сотрудниками детского сада и определить сроки их выполнения. Это поможет лучшей организации работы по оформлению зала, подготовки костюмов для детей и взрослых, сюрпризных моментов и т. д.
6. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, ведущий и его помощники, свободно владели программой праздника, успех которого во многом зависит от качества взаимодействия всех устроителей детского праздника. Привлечение к программе профессиональных артистов, родителей, школьников возлагает дополнительные обязательства на организаторов по обеспечению их органичного включения в сценарий, не нарушая целостности праздника.
7. Необходимо исключить проведение общих репетиционных занятий, на которых дети многократно повторяют свои роли. Это поможет сохранить свежесть восприятия праздника.
8. Хорошо, если после праздника ещё некоторое время в зале остаётся оформление. Атрибуты для игр. Дети с удовольствием могут повторить полюбившиеся им песни, танцы. Хороводы, игры, тем самым ещё раз получит удовольствие от выступления, почувствовать уверенность в своих силах.
9. После проведения детского праздника взрослым необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.
ПРАКТИКУМ.
1. Предварительная работа (с детьми, с родителями)
2. Начало праздника, построение детей, торжественный вход.
3. Дети садятся на стульчики (парами или по одному, организованно, друг за другом, роль и место воспитателя, стульчики напротив центральной стены).
4. Ведущий (как стоит, где стоит)
5. Персонажи (где стоят, участие в играх, хороводах, помощь в организации детей).
6. Игры (вынос атрибутов, выбор участников)
7. Сюрпризный момент и выдача подарков (в мешке Деда Мороза несколько подарков, остальные заносятся позже. Первые подарки дарит непосредственно Дед мороз, далее включаются все персонажи и воспитатели. В момент вручения подарков необходимо организовать детей, они не должны выбегать и толпиться около мешка. По окончанию праздника все под музыку выходят из зала)