Марина Конониренко
«Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 1-2
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
Публикация «„Методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.
Всегда существовала проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста. Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика инклюзивного образования заключается в понимании особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут успешно освоить образовательные программы дошкольного образования без их адаптации. Одной из наиболее трудных задач педагога при переходе на инклюзивную практику является разработка адаптированных образовательных программ дошкольного образования для той или иной категории детей с ОВЗ.
Слайд 3
В нашем дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад №67» действуют различные формы инклюзивного образования, позволяющие обучать детей с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения разработал и реализует адаптированные образовательные программы дошкольного образования, позволяющие учитывать особые потребности детей с ОВЗ:
• адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
• адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• адаптированную образовательную программу дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогов, обеспечивающих инклюзивное образование. Педагог образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.
Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 4
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Инклюзивная компетентность педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность педагога осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования, учитывая разные образовательные потребности обучающихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду образовательной организации и создание условий для его развития и саморазвития.
Слайд 5-6
Название
компетенции Виды
компетенций Компоненты
компетенций
Профессиональная Когнитивные Способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности, необходимых для осуществления инклюзивного образования, способность воспринимать, перерабатывать в сознании, сохранять в памяти и воспроизводить в нужный момент информацию, важную для решения теоретических и практических задач инклюзивного образования.
Знания о физиологических, психологических, личностных и возрастных особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проектировочные Умение правильно построить педагогический маршрут; Умение правильно подобрать методы, которые в конкретной образовательной ситуации будут наиболее эффективны.
Конструктивные Способность конструирования педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования путем постановки адекватных данным диагностики целей (как общих, так и индивидуальных) и грамотного планирования своей педагогической деятельности, с учетом разных образовательных потребностей обучающихся, варьирования формами, методами и средствами обучения.
Организаторские Способность организации педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования, творческое применение в профессиональной деятельности индивидуального подхода (например, обучение по индивидуальному образовательному маршруту);
Умение находить доступные методы для сплочения и мотивации детского коллектива.
Личностные Коммуникативные Способность устанавливать конструктивные отношения с субъектами образовательного процесса, способствующие эффективному осуществлению инклюзивного образования;
Умение находить способы взаимодействия с обучающимися; Умение ясно и четко передавать свои мысли не только с помощью речи, но и с помощью средств невербальной коммуникации (мимики и пантомимики).
Мотивационные Способность на основе совокупности ценностей, потребностей, мотивов, адекватных целям и задачам инклюзивного обучения, мотивировать себя на выполнение определенных профессиональных действий. Компетенция характеризуется глубокой личностной заинтересованностью, положительной направленностью на осуществление педагогической деятельности в условиях включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Рефлексивные Способность к рефлексии деятельности в условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования.
Способность понимать внутреннее состояние ребенка с ОВЗ, проникать в его внутренний мир; Умение проводить рефлексию своей работы; Обладание психологической и педагогической наблюдательностью.
Прогностические Умение прогнозировать развитие необходимых личности ребенка качеств. Способность предвидеть результаты тех или иных педагогических действий в условиях инклюзивного образования.
Таким образом, для организации эффективной работы в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями необходимо целенаправленное и комплексное формирование у педагогов вышеперечисленных компетенций посредством организации методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Слайд 7
Понимая существующую потребность педагогов в оказании им методической помощи, в нашем дошкольном образовательном учреждении выстроена система сопровождение педагогов, работающих в области реализации адаптированных образовательных программ (АОП,
Цель методического сопровождения : Создание организационных условий, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации инклюзивного образования.
Задачи:
• способствовать повышению квалификации педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, развитию творческой инициативы и активизации к саморазвитию.
• совершенствование умений проектировать образовательную деятельность с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• формирование инновационного банка данных по организации эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования.
• трансляция педагогического опыта работы по организации инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Слайд 8
Критерии готовности педагогов для работы с детьми с ОВЗ :
• личностно-ориентированный подход в коррекционной и образовательной деятельности;
• гуманистическая позиция педагога по отношению к ребенку;
• знание психологических, возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ и опора на зону ближайшего развития ребенка;
• владение современными педагогическими технологиями;
• владение способами саморазвития, навыками саморегуляции собственной личности и деятельности.
Слайд 9
Модель методического сопровождения педагогов МБДОУ «Детский сад №67», работающих с детьми с ОВЗ представлена на слайде.
Слайд 10
Направления работы :
1. Информационное направление – предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, адаптированным образовательным программам дошкольного образования, современным педагогическим технологиям :
- изучение нормативно-правовых документов, действующих в сфере образования;
- изучение примерных адаптированных программ дошкольного образования;
- подбор учебно - методического комплекта и пособий;
- создание рабочей группы по разработке адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
- организация работы ПМПк.
- изучение современных педагогических технологий : «Личностно-ориентированные формы и адресные технологии работы с детьми с ОВЗ», «Использование проектного метода в работе с детьми с ОВЗ»;
- организация курсов повышения квалификации.
Слайд 11
2. Консультационное направление - оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию его дополнительных способностей:
-проведение консультаций: «Особые образовательные потребности детей с ОВЗ, детей - инвалидов», «Создание специальных условий для образования детей с ОВЗ», «Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ», «Влияние пальчикового театра на развитие связной речи детей», «Игры и игрушки для развития речи детей»;
- организация семинаров – практикумов: «Артикуляционная гимнастика-залог правильного произношения», «Влияние среды на психологическое здоровье ребенка», «Работа с агрессивными детьми»;
- проведение мастер-классов «Игры Фрёбеля», «Развивающий материал Монтессори - кабинета»;
-деловая игра «Инклюзивное образование» и т. д.
- организация консультаций со специалистами по запросу педагогов и т. д
Слайд 12
3. Диагностическое направление - выявление проблемных точек в деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ :
- проведение анкетирования «Возможности и затруднения педагогов», «Самооценка профессиональных знаний»;
- анализ педагогической и психологической диагностики, составление индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих затруднения в освоении адаптированных образовательных программ дошкольного образования;
- анализ коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
-ПМПк.
Слайд 13
4. Психотерапевтическое направление - помощь педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, профилактика профессионального выгорания, препятствующие успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности:
- проведение психологических тренингов «Мир особого ребенка», «Я – профессионал у меня все получится!», «Мы вместе», релаксационных упражнений;
- использование интерактивных форм при проведении методических мероприятий «Брейн-ринг», игра «Что? Где? Когда?» и т. д. ;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ, проблем взаимодействия и управления детским коллективом;
-индивидуальные консультации по запросу.
Слайд 14
5. Коррекционное направление - внесение корректив в практическую деятельность, а также профилактика возможных профессиональных ошибок:
- проведение консультаций «Индивидуальный подход к ребенку с ОВЗ», «Индивидуальный подход или вовлечение в детский коллектив ребенка с ОВЗ».
- организация наставничества;
- создание временных проблемных групп;
- проведение открытых занятий педагога-психолога с включением приглашенных воспитателей и родителей воспитанников.
Слайд 15
6. Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, стимулирование творческой инициативы и профессионального роста педагогов :
- проведение Недели педагогического мастерства;
- участие в конкурсах профессионального мастерства, проектах разного уровня;
- участие в педагогических советах, районных методических объединениях, конференциях;
- создание банка методических разработок по работе с детьми с ОВЗ;
- организация аттестации педагогических работников, в целях установления квалификационной категории (осмысление своих достижений, структурирование наработанного материала, создание «портфолио»).
Слайд 16
Перспективы на будущее:
- организация серии открытых занятий по запросу воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ;
- открытые интегрированные занятия специалистов и воспитателей;
- совершенствование работы педагогов по самообразованию (индивидуальный образовательный маршрут);
- изменение содержания, методов, форм организации образования детей с ОВЗ;
- переосмысления способов повышения квалификации педагогов, работающих в этой сфере (инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей).
Таким образом, мы постарались выстроить систему методического сопровождения педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, но понимаем, что эта система не может быть статичной, в нее важно своевременно вносить изменения и поправки с учетом тех требований, которые диктует современная ситуация развития.