Юлия Андрианова
Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы нравственного воспитания и формирования нравственных качеств личности обусловлены уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребёнка.
Публикация «Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
В настоящее время происходит процесс обновления содержания дошкольного образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания дошкольников, в том числе и нравственного. Анализ научной литературы показывает, что проблема формирования нравственных качеств личности детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Ф. Гербарта, И. Г. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и другие. Многие современные учёные-педагоги и представители педагогической общественности указывали на большую роль, которую играет детская литература в формировании личности дошкольника.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к старшему дошкольному возрасту, важно отметить, что в психолого-педагогической литературе аспект использования детской литературы как средства формирования нравственных качеств личности дошкольников остаётся слабо разработанным.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств дошкольников.
Предмет исследования: детская литература как средство формирования нравственных качеств дошкольников.
Целью является изучение влияния детской литературы на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику понятие нравственных качеств детей дошкольного возраста
2. Раскрыть понятие «детской литературы»
3. Подобрать произведения детской литературы направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с программой «От рождения до школы»
4. Изучить специфику методов и приемов ознакомления детей с произведениями детской литературы нравственной тематики
Методы исследования: изучение, сравнение, обобщение, систематизация теоретических материалов по данной теме.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать нравственную ценность норм, правил поведения, у них развивается нравственное сознание, значительно расширяется опыт поведения, отражающий отношение к окружающим людям, и таким образом, складывается формирование нравственных качеств личности дошкольника.
Содержание нравственного воспитания упорядоченно вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка.
Духовно – нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание следующих нравственных качеств личности :
чувства долга;
справедливости;
ответственности.
Отторжение подрастающего поколения от культуры – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Система духовно – нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира.
Обращение к духовно – нравственным традициям отечественного образования и воспитания видится наиболее перспективным, так как это связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, ее культуру, например, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Нравственное воспитание рассматривается педагогикой как развитие и формирование нравственных представлений и нравственных качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, к другим людям и деятельности. Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребёнка.
Говоря о нравственном воспитании, имеют в виду формирование моральных качеств, в основе которых лежат отношения к другим людям:
доброта;
заботливость;
честность;
обязательность;
принципиальность;
великодушие…
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс педагогического взаимодействия педагога и воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания являются сформированные у личности нравственные ценности, нравственные качества и нравственная позиция.