Светлана Сорокина
Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми стандартами, что в свою очередь требует модернизации педагогической работы в ДОУ.
Процессы введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС.
Публикация «Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ» размещена в разделах
Методическая работа – часть системы непрерывного образования педагогов.
Методическая деятельность в наших муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения детей дошкольного возраста.
Совместно с педагогами мы ищем и находим рациональные методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, совершенствуя воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
В связи с этим важно определить стратегическую цель и задачи методической работы ДОУ
Цель: Оказание методической поддержки воспитателям и специалистам ДОУ в осуществлении государственной образовательной политики в области образования; совершенствование их профессиональной компетентности.
Задачи методической работы
Изучение, обобщение и трансляция передового педагогического опыта.
Осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива.
Проведение мониторинга для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов.
Организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах.
Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога.
Обеспечение теоретической, психологической методической поддержки воспитателей и специалистов.
Цель и задачи методической службы позволяют наметить её основные направления.
• Совершенствование работы по обучению, развитию педагогов и повышения их квалификации.
• Методическая поддержка начинающих педагогов.
• Формирование методического кабинета ДОУ – центра методической работы.
• Методическое обеспечение для осуществления педагогического процесса.
• Трансляция результативного педагогического опыта ДОУ:
• выступление на семинарах и конференциях различного уровня;
• организация работы районных опорных площадок;
• публикация статей в методическом бюллетене, печатных сборниках,
• создание электронных и печатных сборников, практических материалов и методических разработок.
Направления методической службы позволяют определить её функции, с учё том их реализации:
Прогностическая:
• прогнозирование тенденций изменения ситуации в обществе и образовании для корректировки стратегии развития ДОУ;
• целей и задач деятельности;
• модели выпускника ДОУ;
• содержания, методов, средств и организационных форм развития дошкольников;
• моделирование новых форм развития ДОУ;
• проектирование итогов запланированных инновационных процессов.
Планирующая:
• разработка образовательной программы ДОУ;
• процессов разработки методических документов, обеспечивающих инновационную, исследовательскую, экспериментальную деятельность;
Аналитическая:
• мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов ДОУ;
• создание информационной базы данных о педагогических работниках ДОУ;
• выявление затруднений дидактического и методического характера;
• сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы педагогов ДОУ;
• изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ;
• изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы, определение направлений ее совершенствования.
Контролирующая:
• контроль реализации стратегии развития;
• выполнения образовательной программы;
• соответствия хода инновационных процессов и их результатов программам, планам, критериям;
• выполнения принятых решений.
Организационно-методическая :
• изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам;
• прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
• организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и др. форм работы с педагогами;
Коррекционная:
• коррекция хода реализации основных направлений развития ДОУ, программ ДОУ.
В психолого-педагогической литературе методическая работа рассматривается, прежде всего, как составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Развитие педагогов, повышение их квалификации тесно связано непосредственно с задачами функционирования и развития дошкольного учреждения, уровнем профессиональной компетентности каждого педагога, его интересами и потребностями.
В связи с этим повышение квалификации имеет огромное значение для каждого педагога:
• Для его профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к воспитательно-образовательному процессу.
• Для самореализации, удовлетворения в профессиональной деятельности.
• Для достижения профессионального статуса и признания в коллективе.
Курсов повышения квалификации сейчас предлагается великое множество. Но в основном, педагоги нашего ДОУ пошли в 2016 году курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к организации и осуществлению образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» при КОИРО, один педагог получил удостоверение о прохождении курсов при институте переподготовки и повышения квалификации по дополнительной программе «Реализация ФГОС дошкольного образования для воспитателей».
Исходя из реальных потребностей педагогов, планируется проведение различных современных форм работы с педагогическим коллективом.
Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.
Обучающие семинары и семинары-практикумы являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой работы с педагогами : на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки.
Консультации обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации.
Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий (НООД). Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.
Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора.
Часто в нашем ДОУ проводятся «круглые столы», техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии.
Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.
Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.
КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.
Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родитлями, коллегами.
Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ.
Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей.
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района.
Творческий час - работа педагогов над какой-либо художественной темой, объединенной чтением литературных произведений, слушанием музыки и т. д.
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми.
«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста.
Технология Модерация. Руководит модератор, работа группами, имеет свою структуру: Знакомство, выяснение ожиданий участников, метаплан, инпут, групповая работа, рефлексия.
Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей района, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу - «Квик – настройка».
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Особое место в работе по повышению профессионального мастерства отводится самообразованию педагога.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интереса каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Организация самообразования педагогов является гибкой, что позволяет каждому педагогу активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ. При этом особое внимание уделяется последовательности действий и постепенности в решении задач. В индивидуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Определяется актуальность выбранной или предложенной темы. Старшим воспитателем предлагается помощь в подборе педагогической литературы по теме.
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который представлен в форме таблицы. Отчеты по самообразованию заслушиваются на педагогических советах или методических днях, а также являются частью любого методического мероприятия.
Формой отчета в нашем ДОУ выбрана презентация.
Особое место в методической работе отводится повышению профессионального мастерства и педагогической поддержке начинающих педагогов.
От того, как пройдет этот период становления молодого педагога, зависит, состоится ли молодой воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
За каждым молодым педагогом закрепляется наставник. Проводится анкетирование, составляется план работы с молодыми педагогами. В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов обращается внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы; мастер-классы и тренинги.
Изучение, обобщение, распространение и создание передового опыта – одна из главных функций методической службы дошкольного образовательного учреждения.
Изучение, обобщение педагогического опыта предлагает воспитателю использовать новые подходы в работе с детьми. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приёмы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.
Роль методической службы в этой функции очень велика. Ею определяется передовой опыт в незаметном, ежедневном труде воспитателя, осмысливается, оценивается, анализируется, какими средствами достигаются качественные результаты.
Данная работа включает несколько взаимосвязанных этапов.
На первом этапе изучается суть опыта, его проявления, задачи, содержание, методы, формы, приемы, средства, конкретные условия возникновения и развития, особенности личных качеств педагога, продолжительность становления опыта. При изучении опыта исключительную важность имеет не только результат – сам опыт, но и весь процесс его создания. Чтобы повысить качество изучения опыта, в ДОУ создается творческая микрогруппа из членов педагогического коллектива.
На втором этапе задача заместителя заведующего по УВР и старшего воспитателя – вычленить прогрессивный опыт из массовой практики на основе определённых критериев.
Третий этап - обобщение передового опыта.
Обычно в ДОУ существуют три основные формы обобщения опыта: открытый показ, выступление (на педсовете, семинаре или конференции) и описание опыта работы, это более высокий аналитический уровень обобщения опыта. Здесь более целостно и системно раскрываются истоки и путь становления опыта.
Четвёртым этапом является распространение и внедрение обобщенного опыта. Это публикации опыта работы педагогов, мастер-классы для педагогов
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.
Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного профессионального саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет — это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.
Методический кабинет дошкольного учреждения соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, обеспечение мотивации и активности в развитии, содержательность.
Реализация информационно-аналитической функции обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
В методическом кабинете создан и хранится «Паспорт методического кабинета», где отражены все пособия, дидактический материал, прописаны папки с различной информацией. Такие как:
Образовательная программа ДОУ,
Анализ работы дошкольного учреждения за учебный год,
План работы на учебный год с приложениями,
Протоколы педсоветов, общих родительских собраний,
Справки по итогам тематического и фронтального контроля,
Документы по аттестации педагогов,
Карты наблюдений за педагогическим процессом,
Журнал учета поступления и выдачи методической литературы и пособий,
График прохождения аттестации педагогов и курсов повышения квалификации,
Планы работы кружков и творческих групп,
План работы с молодыми педагогами и наставниками,
Журнал учета посещений открытых просмотров, консультаций и семинаров,
Сводные данные о диагностике детей,
Темы самообразования педагогов,
План взаимодействия с семьями воспитанников и социумом,
Комлексно-тематическое и перспективное планирование для каждой возрастной группы и по образовательным областям,
Проекты педагогов.
Учитывая современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ, в методическом кабинете составляются тематические картотеки.
Все пособия и материалы методкабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в их работе с детьми для повышения квалификации педагогических кадров, а также для сбора, изучения и обобщения лучшего опыта работы.
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки: действующие и эпизодические. Постоянными выставками являются, например, такие: «Выполняем решения педсовета», «День за днем», «Аттестация», «Передовой опыт – школа мастерства». Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
К эпизодическим относятся, например: «Познавательное развитие воспитанников ДОУ», «Готовимся к смотру-конкурсу» и другие.
Тематика выставок самая разнообразная, но при их оформлении соблюдаются некоторые рекомендации:
1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др., то представляется план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т. д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с этой темой.
4. Литература по данной теме.
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.
Работа с родителями
Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении непрерывного, всестороннего развития воспитанников обуславливает наличие комплекса взаимосвязанных форм методической работы с родителями : родительские собрания, консультации по интересам семьи и проблемам семейного общения; использование активных методов работы с ними (анкетирование, анализ проблемных ситуаций, конкурсы, деловые игры, привлечение родителей к участию в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Для обеспечения качественного сотрудничества с семьями проводится методическая работа с воспитателями ДОУ. Именно они непосредственно взаимодействуют с разными категориями родителей. С педагогами проводится система мероприятий: консультация «Методическая помощь воспитателям в подготовке к обобщению с родителями», практическое занятие «Как оформить уголки для родителей?» и другие.
Периодически по разным направлениям педагогической работы в дошкольном учреждении проводится анкетирование родителей, с целью определения их отношения к проблеме, выяснение семейных условий воспитания детей, для оценки деятельности ДОУ.
Помимо этого, в методическом кабинете представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. В методическом кабинете ДОУ имеется достаточно материала по работе с родителями и с социумом.
Таким образом, методический кабинет является «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, лабораторией творческого труда воспитателей. Каждый приход в кабинет приносит педагогам новые знания, новые мысли и идеи, обогащает их опыт.
Мониторинг состояния методической работы в ДОУ осуществляется по следующим критериям:
• обеспечение профессионального непрерывного развития педагогов, повышение их творческого потенциала;
• развитие передового педагогического опыта;
• обеспечение непрерывного гармоничного развития воспитанников МКДОУ;
• координированное взаимодействие МКДОУ с социумом.
Вывод
Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого качества реализации стратегических задач ДОУ в контексте с ФГОС ДО.