Валентина Новожилова
Роль планирования в обеспечении качества музыкального образования детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль планирования в обеспечении качества
музыкального образования детей.
Вопросы планирования постоянно интересовали и интересуют музыкальных руководителей ДОУ, поскольку планирование педагогического процесса – дело довольно сложное, требующее от педагогов соответствующей подготовки, знания программы, методов и приемов взаимодействия с детьми и т. д. Умение планировать – одно из 4-х психолого-педагогических умений педагогов ДОУ, в том числе и музыкальных руководителей. Это - целеполагание, планово-прогностическая деятельность, организационная деятельность, контрольно-прогностическая деятельность.
Темочки:
Значение планирования освещалось и освещается во многих учебных пособиях по проблеме музыкального воспитания, в частности, Н. А. Ветлугина придавала большое значение перспективному планированию. Она рассматривала планирование как один из способов управления сложным процессом музыкального воспитания детей, поскольку оно позволяет наметить систему и темпы музыкального развития детей, установить связи между видами музыкальной деятельности, формами ее организации и распределить весь материал по времени. Так же к проблеме планирования обращалась Э. П. Костина и разработала перспективный план, который был опубликован в десяти журналах «Дошкольного воспитания» за 1989 – 90 год.
Сейчас особенно актуальна проблема планирования музыкально-образовательной работы в детском саду, поскольку время не стоит на месте. На современном этапе развития системы дошкольного образования появились программы нового поколения, но, к сожалению ни в одной из них нет четкой логики задач формирования музыкальной деятельности, что затрудняет процесс планирования.
Впервые в программе «Камертон» Э. П. Костиной четко, сис-темно даны задачи приобщения к музыкальной деятельности (обучающие, воспитательные, развивающие). Программа изложена по ступеням (в соответствии с возрастом). На каждой из них представлены задачи по всем видам детской музыкальной деятельности : восприятие (слушание музыки) – воспроизведение (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) – творчество (по всем видам музыкальной деятельности). Все задачи взаимосвязаны инвариантным (не меняющим, стабильным) блоком задач, которые на конкретной возрастной ступени первоначально представлены в разделе слушания музыки и далее переходят в раздел исполнительской деятельности. Для педагогов при планировании это очень удобно, так как выделены общие задачи, которые в одной ступени проходят по всем видам деятельности и специальные задачи, проходящие на фоне трех инвариантных задач:
1) Задачи формирования отношения понимания детьми музыки предполагают развитие целостного восприятия: настроения, характера, интонации, эмоций, чувств.
2) Задачи постижения детьми языка музыки предполагают развитие диф-ференцированного восприятия различения детьми: темпа, регистра, динамики, тембра и развитие музыкально-сенсорного восприятия : звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового.
Все эти задачи представлены через призму развития основ-ной музыкальной способности – эмоциональной отзывчивости на музы-ку.
3) Задачи формирования (наработанного детьми) опыта творчества.
4) Специальные задачи предполагают пути овладения детьми способами исполнительской деятельности (певческой, музыкально-ритмической, музыкально-инструментальной).
Новацией в программе является то, что в планировании кроме задач овладения детьми музыкальной деятельностью необходимо продумать:
- задачи воспитательные (развития нравственной сферы)
- задачи развития способностей (музыкальных, специальных, интеллектуальных, физических)
- задачи познавательных процессов (память, мышление, воображение)
- задачи личностных качеств (самостоятельность, активность, инициатив-ность, креативность, что соответствует требованиям ФГОС.
Рассмотрим, как термин «планирование» дается в словаре С. И. Ожегова: - это «составление плана развития чего-либо» (стр. 477, издание 10 – 1973 г.) В журнале «Управление ДОУ» № 3 за 2002 год: планирование – это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности. Оно включает: постановку целей, продумывание последовательности действий педагога, предвидение и прогнозирование результатов.
Для успешной организации педагогического процесса ДОУ нужен план, который обладает следующими характеристиками:
единством (реализация конкретной цели должно осуществляться через конкретные задачи, представленных в цепочке взаимосвязанных занятий)
непрерывностью (каждая задача должна решаться от занятия к занятию)
гибкостью (возможностью адаптироваться в случае изменения условий, например, дети не освоили запланированное умение)
точностью (достаточная конкретизация задач)
адаптивностью (конкретизация задач в соответствии с дифференци-рованным, индивидуальным подходом к детям).
Общеизвестно, что, рассматривая деятельность педагогического планирования как процесс, выделяются наличие в ней отдельных видов планирования :
перспективное (стратегическое) планирование музыкального образования детей на все группы (по месяцам)
системно-структурное планирование деятельности музыкального руководителя на год
тактическое планирование (на год)
текущее (оперативное) планирование на каждое занятие.
Перспективное, тактическое и оперативное планирование со-ставляет единое целое и, кроме того, они следуют в определенной после-довательности: первый этап обосновывает второй и т. д., т. е. в целом определяется логика в овладении ребенком музыкальной деятельностью, задач воспитания и развития.
Основой перспективного планирования является не уровень усвоения программы детьми, так как не возможно знать, как будет усвоена программа через месяц, а педагогическое прогнозирование, которое направлено на определение возможностей детей в овладении ими музыкальной деятельности в определенный отрезок времени.
Итак, прежде чем планировать нужно :
осуществить анализ программного материала за прошедший пе-риод
провести анализ качества овладения детьми музыкальной деятельности
определить цели и задачи (целеобразование, представленные в программе «Камертон»
далее происходит собственно процесс планирование, в котором продумывается логика усложнения каждой задачи в течение одного года (ступень) и в целом по возрастам (по ступеням).
затем подбирается репертуар для реализации продуманных задач.
Подготовка к процессу оперативного планирования :
определение уровня усвоения программы детьми, работа с детьми все более конкретизируется
деятельность целеобразования и разработка конкретных мероприятий здесь сливается, она практически не является собственно планированием, т. к. задачи и тематика занятий, в основном, уже определены перспективным планом
собственно планирование начинается с подбора методов и приемов работы с детьми.
Тактическое планирование – это планирование детской музыкальной деятельности на текущий год для конкретной ступени. Тактическое планирование адаптирует стратегическое планирование для конкретных детей определенной группы детского сада на основе выявления:
1) уровня музыкального развития (по данным обследования музыкальных способностей)
2) уровня обученности (по данным анализа качества овладения музы-кальной деятельностью)
3) уровня воспитанности (на основе анализа формирования опыта детей к окружающему социуму, представленного в программе «Камертон»)
4) на основе состава детей конкретной группы (девочки и мальчики, их личностных качеств и т. д.
В практике корректировка перспективного плана на учебный год представлена - в виде вкладыша на каждый месяц по музыкальному репертуару.
Стратегическое планирование является как инвариант типового планирования, а тактическое - это вариативный план на основе перспективного.
В обеспечении качества системы музыкального образования (в программе «Камертон») используются три вида планирования :
1. Перспективное (стратегическое планирование)
2. Системно-структурное планирование организации деятельности музыкального руководителя на текущий год.
3. Текущее (оперативное планирование).
1. Стратегическое планирование подразумевает выстраивание системы формирования музыкальной деятельности (3-7 ступени).
При написании перспективного плана использовался опыт работы и рекомендации Э. П. Костиной по схеме перспективного планирования процесса формирования детской музыкальной деятельности и деятельности музыкального руководителя (по месяцам учебного года)
На каждый месяц учебного года спланированы :
1)Организованная (регламентированная) музыкальная деятельность в ДОУ
Формы организации: - музыкальные занятия, студии, другие занятия,
праздники и развлечения.
Все виды музыкальной деятельности в логике ее развития по разделам:
восприятие – воспроизведение – творчество.
Задачи: обучающие, воспитательные, развивающие
Репертуар: по всем видам музыкальной деятельности.
2)Нерегламентированная музыкальная деятельность в повседневной жизни
а) Совместная музыкальная деятельность детей с воспитателем :
(игры, ежедневные традиции – пение ритуальных песенок, кружки
музыкального творчества, включение кассет с детским репертуаром,
с фоновой музыкой, перед сном, во время еды, муз. сказки)
б) Самостоятельная музыкальная деятельность (создание условий)
3) Создание единого музыкально-образовательного пространства детства
Взаимодействие с воспитателями и другими специалистами
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с социумом.
2. Системно-структурное планирование – организация деятельности музыкального руководителя на текущий год.
Проводится анализ качества овладения детьми музыкальной дея-тельности
Определяются противоречия, проблемы, на основе которых ставятся задачи (конкретные 3-5)
Конкретизируются задачи по блокам (организация, условия)
Определяются пути решения поставленных задач
Продумывается реализация задач по срокам.
3. Оперативное планирование – календарный план на каждое занятие.
Основной формой организации музыкально-образовательной работы с детьми являются музыкальные занятия. Планирование музыкальных занятий позволяет распределить музыкальный репертуар, в котором находят свое отражение содержание обучения (обучающие задачи, воспитания (воспитательные задачи, развития (развивающие задачи, методы и приемы, наглядные пособия, взаимодействие педагогов и детей. Подача освоения материала просматривается через призму реализации поставленных задач. При планировании музыкальных занятий учитываются основные этапы усвоения (разучивания месячного репертуара) :
Первоначальное, целостное восприятие в слушании, в исполнительской деятельности
Дифференцированное восприятие в слушании, в исполнительской деятельности
Расширение и обобщение знаний и умений
Перенос выученного репертуара в новые условия (в совместную деятельность воспитателя с детьми, самостоятельную деятельность, использование репертуара в повседневной жизни)
Предусматривается повторение материала и постепенный характер его усложнения.
Таким образом, такая кропотливая, профессиональная работа по планированию обеспечивает музыкальному руководителю глубокую систему организации процесса музыкального образования детей, ориентированную на качество.