Светлана Ваисова
Педагогический проект «Использование ИКТ для повышения качества образования детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Приволжска.
Педагогический проект
«Использование информационно-коммуникативных технологий для повышения качества образования детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Ваисова С. В.
2016 г
1. Пояснительная записка.
Публикация «Педагогический проект „Использование ИКТ для повышения качества образования детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Повышение роли информации, превращается в настоящее время в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование - логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль пред школьной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования.
Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире. И если школа активно движется вперед, внедряя все новые и новые технологии и методы использования компьютерных средств, то дошкольные учреждения применять новации, как правило, не спешат, или не могут в силу отсутствия необходимых средств.
Кроме того, компьютерные материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное количество разнообразнейших методических новаций. Некоторые исследователи даже выдвигают гипотезу о том, что последовательное, систематическое внедрение в педагогический процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить существующие формы обучения.
Проверить эту гипотезу мы решили через наш проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный, рассчитан на 1,5 года (с января 2015 - по май 2016 г)
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет воспитатели, родители.
Цели и задачи проекта :
Создание апробируемой модели введения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
1. подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ;
2. обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, к информационным ресурсам;
3. создание единого информационного пространства ДОУ;
4. подготовка педагогических кадров к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
5. интеграция ИКТ в процессе управления, воспитания, образования и обучения;
6. создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками;
7. повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ;
Актуальность проекта
С 01 января 2014г. вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию : к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
В данном документе определены также и требования к педагогам. Одно из них: «Педагог должен владеть ИКТ - компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста»
Федеральные государственные требования ставя т перед нами задачу создать условия для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Условия - это в первую очередь социальная ситуация развития ребенка. А поскольку мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
Этапы деятельности по реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Январь-сентябрь -2015 г.
Задачи:
1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.
2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения занятий.
На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования компьютерных технологии в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий и возможностей применения ИКТ санитарно-гигиеническим требованиям.
Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
Кроме того, предполагается провести опрос родителей о возможности помощи детям освоения ПК в домашних условиях.
2 этап. Реализация проекта
(сентябрь 2015-март 2016г.)
Задачи:
1. Опробовать механизмы использования компьютерных технологии на занятиях с дошкольниками.
2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.
Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий в домашних условиях с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам, представленным в Приложении.
На этом же этапе мы планируем подключить наших воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ПК.
3 этап. Контрольно-диагностический.
Апрель - май 2016 г.
Задачи: 1. Анализ эффективности использования ИКТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.
2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию компьютера в домашних условиях и педагогов по использованию ПК в воспитательно-образовательной работе.
Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиа техники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах нашего учреждения и других дошкольных учреждениях.
План-график работ представлен в таблице:
Этапы Мероприятия Сроки Результат
I. Подготовительный этап Анализ программы по разделам ознакомление с окружающим миром с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения Январь 2015г. Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала
Анализ программы по разделам «Обучение грамоте» с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения Февраль 2015г. Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала
Анализ программы по разделу «Формирование элементарным математическим представлениям» с целью подбора необходимого мультимедийного обеспечения Март 2015г Создание списка необходимого дидактического мультимедийного материала
Создание информационного банка методических и дидактических материалов для проведения занятий по разделам Апрель 2015г. Информационный банк материалов
Анализ отобранного и созданного информационного банка в соответствии с психическими и возрастными особенностями детей Май 2015г. первоначальные рекомендации по отработке механизмов использования ИКТ
Опрос (анкетирование) родителей Май 2015 г. Справка по анкетированию, рекомендации
II .Этап. Реализация проекта. Проведение серий занятий по обозначенным направлениям с целью апробации механизма применения ИКТ и его совершенствования Сентябрь - декабрь
2015г. Перспективный план
Анализ занятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон использования ИКТ с методической точки зрения Январь 2016 г. Рекомендации
Анализ занятий с использованием ИКТ с точки зрения соответствия СанПиН. Медицинский контроль. Февраль
2016 г.
Заключение
Продолжить создание информационного банка материалов для занятий, используя помощь родителей. Февраль-март
2016г. Пополнение информационного банка
Проведение внеурочных занятий, дидактических игр, викторин и пр. с использованием ИКТ Февраль-март
2016г. Перспективный план
Консультации для родителей по освоению дома с детьми применение ПК. Февраль
2016 г. Материалы консультаций
Открытое занятия для родителей и педагогов ДОО Март Видеозаписи занятий
3 этап. Контрольно-диагностический.
Диагностика уровня развития детей Март
2016г. сравнительный анализ результатов
Анализ эффективности использования ИКТ Март
2016г. Итоговая справка
Разработка рекомендаций для родителей Апрель 2016г. Родительское собрание
Разработка рекомендаций для педагогов ДУ по механизмам использования ИКТ на занятиях по обучению грамоте и экологическом воспитанию Май 2016г. Материалы рекомендаций
Выступление на педагогическом совете с результатами реализации проекта Май 2016г. Презентация проекта
Диагностика уровня развития детей Май 2016г. Сравнительный анализ результатов
Анализ эффективности использования ИКТ Май 2016г. Итоговая справка
Разработка рекомендаций для родителей Май 2016г. Родительское собрание
3. Критерии оценки эффективности проекта
Исходя из того, что цель моего проекта - найти и опробовать новые формы работы в УВП с использованием ИКТ, позволяющие повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДУ, встает вопрос об определении критериев эффективности.
Под эффективностью мы понимаем отношение затрат к результату, то есть достижение максимальных результатов при минимальных затратах на их достижение.
Критерием оценки результата будет достижение детьми высокого уровня развития общих способностей и высокого уровня познавательной активности
Что же касается затрат, то следует помнить, что полученный в результате реализации проекта мультимедиа ресурс - это комплексный продукт, уже готовый к реализации в педагогической деятельности. То есть мой проект позволит накопить базу медиаресурсов, которая поможет любому педагогу включать их в свою работу, минимизируя тем самым свои затраты на подготовку к занятиям.
В заключение хочется выделить некоторые положительные стороны использования компьютера (ИКТ) и определенные результаты этой деятельности.
Конечно самое главное, что использование ИКТ позволило значительно оживить нашу совместную образовательную деятельность с детьми, дало очень сильный положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Внесло динамику (что позволило даже сократить длительность занятия). Детям стало просто интереснее воспринимать наглядный материал в хорошем, крупном, выразительном качестве. Тем более, что современным детям очень близко восприятие экранных образов.
Результаты мониторинга за первое полугодие показали более высокий уровень развития детей в интеллектуальной и познавательной области. Если раньше эти области всегда «западали» и на первое место выходило художественное и физическое развитие, то в данный момент мы увидели значительный скачек в этих областях у детей дошкольного возраста тех групп, на которых мы использовали ИКТ.
Распространение результатов проекта мне представляется в следующем виде:
- Выступление с презентацией проекта на методическом объединение ДОУ
- Помещение материалов из опыта работы на сайте дошкольного учреждения.
-Публикации в печати.
Взвешивая все «за» и «против» реализации данного проекта, заметим, что если мы в дошкольных учреждениях не воспитаем в детях любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.
4. Риски проекта
Нормативно-правовые:
-разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДУ (приказов, положений, правил, функционалов, заключение договоров с партнерами;
Научно-методические:
-функционирование творческой группы по реализации проекта в ДУ ;
-разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
-внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
-Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.
Кадровые:
-создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
-привлечение необходимых специалистов извне;
-создание творческих групп;
Информационные:
- формирование банка данных по реализации проекта;
- мониторинговые мероприятия;
- организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;
Материально-технические:
- приобретение технических и дидактических средств обучения;
- оснащение ДОО оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;
Финансовые:
- смета расходов ДУ;
- спонсорская и благотворительная помощь;
- предпринимательская деятельность ДУ.
Использованная литература :
1. Б. С. Беренфельд, К. Л. Бутягина, Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.
2. Е. И. Булин-Соколова, Цифровые инструменты информатизации образовательных учреждений, Вопросы образования, 3-2005.
3. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании, учебное пособие для высш. учеб. Заведений, М, «Академия», 2008.
4. И. И. Калинина, О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий, Вопросы образования, 3-2005.
5. М. М. Митченко, Т. В. Туранова, Формирование единого информационного пространства: концептуальная основа и опыта реализации, Информатика и образование, 11-2005.
6. А. Л. Семенов, Качество информатизации образования, Вопросы образования, 5-2007.
7. И. Д. Фрумин, К. Б. Васильев, Современные тенденции в политике информатизации образования, Вопросы образования, 3-2005.
8. Информатизация образования : направления, средства, технологии, Пособие для системы повышения квалификации, Под общ. ред. С. И. Маслова, М, МЭИ, 2004.
9. Концепция информатизации образования, Информатика и образование, 1- 1990.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат, М., 2000.