Наталья Ручий
Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена серьёзной проблеме - создание ситуации успеха в обучении и воспитании учащихся школ, студентов. Представлены новые технологии, дифференциация содержания образования, активные методы обучения и воспитания, пересмотр отметки и способов оценки знаний.
Ключевые слова: ситуация успеха, алгоритм, правила, методы, приемы.
Подготовила:
педагог – психолог
МСЦ ПТО имени Ф. И. Бачурина
Ручий Н. И.
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно.
Л. Н. Толстой
Публикация «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения качества образования» размещена в разделах
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
В. А. Сухомлинский.
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К. Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» К. Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться.
В. А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. [1, стр. 146]
Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А. С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. [2, стр. 39]
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Виталий Александрович Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении. [3, стр. 246]
Создание ситуаций успеха, по мнению Г. А. Цукермана, приводит к сотрудничеству учителей с учащимися. В условиях сотрудничества Цукерман выделил три ведущие характеристики действий учащихся :
• несимметричность взаимодействия, т. е. ребенок, осуществляет поиск недостающих ему знаний;
• познавательная инициатива ребенка, в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;
• обращение с конкретным запросом нового знания, т. е. обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности. [4, стр. 287]
На такой же позиции стоит И. Ф. Харламов, доктор педагогических наук. По его мнению, сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности, а дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. [5, стр. 92]
Этой же точки зрения поддерживается Сергей Александрович Смирнов. Известный педагог уделяет большое внимание созданию доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении учебных и других заданий; справедливому равному отношению ко всем учащимся и оценке успехов в учебной деятельности.
В концепции А. С. Смирнова в качестве основной цели педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формированию у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Смирнов А. С. выделил следующие принципы организации учебной деятельности : отношение к ребенку как к субъекту, формирование личностного стиля взаимоотношений, созданием положительного эмоционального фона. В школе ребенок должен чувствовать себя уверенно и защищено, это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха. [2, стр. 54]
Учитель должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Учитель должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение ; он должен помнить что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуации успеха.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.