Федорова Елена
Консультация «Место театра кукол в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети играют в разнообразные игры подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Театрализованные игры – это раскрепощение детей, а так же средство всестороннего развития личности. Театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений.
Публикация «Консультация „Место театра кукол в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, вызывает интерес к литературе и театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Существуют различные виды театра, настольный театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, теневой, театр кукол (бибабо) и т. д.
Каково же место театра кукол в развитии детей дошкольного возраста? Должен ли он быть театром, в котором играют взрослые для детей, или театром, в котором играют сами дети? В каких ситуациях использовать куклу в педагогической, образовательной работе?
Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно если он закрепощен, эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребенок, особенно младшего возраста, быстрее идет на контакт, нежели с взрослым. Активно взаимодействуя с игрушкой, ребенок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
Ребенок с удовольствием берет в руки героя кукольного театра и от его лица рассказывает о своих собственных мыслях. Таким образом, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. В этом качестве, однако, персонажи кукольного театра ничем не отличаются от обычных сюжетных игрушек – кукол, медведей, зайцев. Они лишь в большей степени провоцируют детей на ведение диалогов, а не на предметные игровые действия. Поэтому персонажи кукольных театров должны быть постоянно в расположении детей групп, чтобы служить стимулирующим фактором для развития их диалоговой речи.
Опосредуя куклами, взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают на себя» разные модели социального поведения. Играя роль «волка» или «медведя», ребенок может выразить агрессию, играя роль «зайчика»- осторожность, играя роль «петрушки» - решимость и храбрость. Это очень важно для того, чтобы в последствии человек смог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.
Для ребенка персонаж кукольного театра - это, прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребенок видит, как с помощью этих кукол разыгрываются спектакли, и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту, он уже сам без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьезное испытание. Нередко от лица куклы ребенок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.
Задача педагогов – сделать так, чтобы ребенок после цикла занятий по театральному искусству смог сам, от своего имени выступить перед залом, громко произнести текст и услышать именно в свой адрес первые аплодисменты. Кстати, это и компонент подготовки к школе: ведь, сколько встречается детей, которые панически робеют, теряются, когда нужно выйти к доске и публично, перед всем классом ответить урок - даже если он выучен хорошо. Так, что со временем, по мере развития артистических возможностей ребенка, кукла на сцене должна уступить ему место.