Надежда Алексеевна Разумная
Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный мир сенсорной комнаты притягивает и завораживает ребёнка.
Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягких формах, наблюдая за медленно «проплывающим» перед ним рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку и вдыхая приятный аромат, попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности.
Публикация «Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Комната в нашем «Центре» появилась совсем недавно в 2014 году. Все компоненты комнаты расположены с максимальной эффективностью. Оборудование сенсорной комнаты направлено на развитие следующих задач :
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание необходимых условий для релаксации и восстановления душевного равновесия;
- стабилизация центральной нервной системы;
- развитие двигательных функций;
- создание положительного эмоционального фона. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули (расслабляющего и активизирующего характера, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений и ароматов, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».[/quote]
Создание сенсорной комнаты и периодический, многократный (до 2 раз в неделю и более) режим пребывания ребенка в этой комнате позволяют решать задачи его развития.
Перечень оборудования сенсорной комнаты 1. Мягкое напольное покрытие. 2. Сухой душ. 3. Сухой бассейн. 4. Напольные сенсорные дорожки. 5. Ребристый мостик. 6. Дидактическое дерево 7. Центр тактильности. 8. Центр рисования песком. 9. Центр развития мелкой моторики. 10. Аромолампы. 11. Музыкальный центр + набор дисков и музыка на флешке. 12. Мягкие подушечки. 13. Набор «Узнай звук». 14. Аромонабор «Знатоки ароматов». 15. Магнитная доска 16. Набор тактильных мячиков. 17. Набор геометрических тел. 18. Дидактическое одеяло. В комнате психологической разгрузки находятся мягкие пуфики и подушечки, заполненные гранулами. Лёжа на пуфике, ребёнок может принять позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса его тела, способствует расслаблению. Для стимуляции дыхательной активности детей предусмотрены пузырьковая колонна, заполненная водой, пластиковые безопасные зеркала, сенсорная тропа для ног с разными наполнителями. В сенсорной комнате занятия проводятся в форме игры со всей группой детей – индивидуально и подгруппами. Пребывание в сенсорной комнате позволяет за 15-20 минут достичь состояния мышечного и психологического расслабления. Прежде чем войти в комнату, детям говорят, что сейчас они попадут в волшебную страну. В младшей возрастной группе используется большая мягкая игрушка, которая вместе с ребёнком совершает путешествие по сенсорной комнате. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность. Проигрывая сказочные ситуации, они получают знания о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, учатся находить выход из трудных ситуаций. Сенсорная комната отлично подходит для занятий сказкотерапией. Занятия организуются таким образом, чтобы включить в их ход максимальное количество разнообразных приёмов, игр и упражнений. Одни и те же сказки можно повторять через определённые промежутки времени, используя разные атрибуты и элементы. Коррекционно-развивающее занятие состоит из нескольких этапов: - «вход в сказку», создание настроя; - рассказывание сказки, проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью и т. д. - «выход из сказки», подведение итогов, обобщение. Нетрадиционный подход к сказочному материалу позволяет детям не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, что способствует развитию их творческих возможностей. Возможности сенсорной комнаты широки : она подходит для проведения занятий, игро и сказкотерапий, ритмопластики и других психотехнологий Благодаря тому, что мы сумели организовать сенсорную комнату в нашем детском центре, у наших воспитанников появилась возможность обогатить мир тактильного восприятия и сенсорных впечатлений. |