Марина Жаркова
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
«Учите ребенка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Публикация «Ментальные карты в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенности в развитии детей с нарушениями речи требуют от педагога специально организованной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социальной среды. Проблемы в обучении детей с речевыми нарушениями, а также высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного образования.
Одним из эффективных методов, облегчающих, систематизирующих и направляющих процессы усвоения детьми знаний, развивающих как творческие, так и речевые способности детей, является использование ментальных (интеллектуальных) карт.
Ментальная (интеллектуальная, мыслительная) карта – это техника визуализации мышления в виде схем и рисунков.
Метод «интеллект - карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» - «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект – карты». В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Метод интеллект - карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы. Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод ментальных (мыслительных) карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.
В традиционном обучении давались детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.
В условиях реализации ФГОС ДОО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать преемственность между детским садом и школой;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства ментальной (интеллектуальной) карты
- наглядность (в интеллект - карте она представлена максимально: в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними);
- привлекательность (хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, её рассматривать не только интересно, но и приятно. «Настраивайтесь на создание красивых карт» - Т. Бьюзен);
- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета интеллект - карта легко запоминается);
- своевременность (интеллект - карта помогает выявить недостаток информации);
- творчество (интеллект - карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
- возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ещё лучше информацию, дополнить её новыми идеями).
Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Применение ментальных (интеллектуальных карт) в речевом развитии
1. Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2. Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
3. Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
По картам легко запоминать лексику, формировать и обогащать словарь ребёнка, придумывать предложения и рассказы. Работа может проводится, как индивидуально, так и фронтально. Так же используется в работе с детьми с ЗПР и даёт огромные положительные результаты. Метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.
Методика составления ментальной (интеллектуальной) карты
1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: моделей-образов, рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:
- участников процесса создания интеллект - карт;
- поставленных задач;
- индивидуальных способностей детей;
- типа занятия;
- формы организации детей.
Рекомендации по применению ментальных (интеллектуальных) карт (из опыта работы) :
- задавайте больше вопросов;
- обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
- беседуйте по карте;
- составляйте рассказы;
- добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;
- экспериментируйте.
Применение метода ментальных (интеллектуальных) карт в коррекционной работе будет способствовать положительной динамике речевого развития детей.
Положительная динамика в речевом развитии :
- пополнение словарного запаса;
- улучшение лексико-грамматической структуры речи;
- связное, последовательное изложение своих мыслей, рассказ о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Таким образом, ментальная (интеллектуальная) карта - это инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллектуальной карты изучать предметы и осваивать новые знания становится проще, легче и интереснее.