Ирина Викторовна Нагаева
Проект для детей 5–6 лет «Медовая поляна»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательный.
Цель проекта: Формирование познавательной активности
дошкольников средней группы, в процессе ознакомления с объектами и
явлениями живой природы.
Задачи проекта:
• Обогащать представления детей о жизни насекомых;
• Развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
• Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.
Участники проекта:
• Дети средней группы;
• Воспитатели;
• Родители воспитанников;
• Музыкальный руководитель;
• Инструктор по физической культуре.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Медовая поляна“» размещена в разделах
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность:
Важными интегративными качествами ребёнка детского сада являются любознательность и познавательная активность. Дети, которые интересуются всем новым, неизвестным в окружающем мире, задают много вопросов, проявляют настойчивость в решении познавательной задачи, самостоятельно экспериментируют и исследуют предметы и материалы. Такие дети, несомненно, будут успешными в школе. Богатый потенциал для формирования познавательной активности дошкольников заложен в окружающей природе. Наблюдения за живыми объектами, эвристические беседы на экологические темы, работа с познавательно-справочной литературой, экспериментальная деятельность, участие в социально значимых экологических акциях и операциях предполагают субъектные проявления детей в процессе познания.
Постановка проблемы
Тему проекта «Медовая поляна» подсказала сама жизнь. В ходе беседы о полезных свойствах меда для профилактики простудных заболеваний кто-то из детей заметил, что мед иногда бывает и вреден. Кто-же из детей прав? В совместном обсуждении выяснили, что мы знаем о меде и что хотели бы узнать. Таким образом, в группе были созданы условия для глубокого погружения в данную тему, что наиболее эффективно в процессе проектирования.
Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является формирование познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями природы.
Проект позволит обогатить представления детей о жизни насекомых, совершенствовать навыки самостоятельного поиска информации и работы с ней; а также будет способствовать воспитанию гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.
В процессе интегрированной совместной деятельности дети получат уникальный опыт конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Тема проекта близка, понятна и интересна родителям воспитанников. Участие родителей в проекте несомненно обогатит его содержание. Педагоги ДОУ участники проекта получат возможность эффективного взаимодействия по реализации содержания разных образовательных областей.
Этапы проекта
1). Подготовительный
Рассматривание иллюстраций, картин о жизни пчелиной семьи;
• Чтение рассказов: М. Пришвин «Цветущие травы»; К. Ушинский «Пчелки на разведке»;
• Рассказывание народных сказок: «Медведь и пчелы», «Сказка про мед»;
• Заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчелах.
2). Основной
• Реализация проекта
3). Контрольно-оценочный
• Театрализованное представление «Про мед»;
• Выставка продуктов совместной деятельности участников проекта: детские рисунки, атрибуты для подвижных игр (маски-шапочки, накидки, «Соты и улей» из бросового материала.
- Экологические представления.
- Становление самостоятельности в деятельности.
- Познавательный интерес к природе.
Ожидаемые результаты
1. Дети интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений;
2. Они хорошо ориентируются в объектах природы.
3. Дети проявляют активность и самостоятельность в разных видах детской деятельности в соответствии с собственными замыслами.
4. Проявляют позицию защитника природы – нетерпимость к поступкам других людей в случае нарушения ими правил поведения в природе.
Критерии оценки
У детей:
Стойкий познавательный интерес к объектам и явлениям живой и неживой природы;
Активность, инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности.
У родителей:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
Совместная деятельность
"В гостях у Лесовичка"
Цель: Формировать представление о том, что пчелы – полезные насекомые
Задачи:
• Расширить знания детей о меде, его полезных свойствах.
• Уточнить представление о пчелах, их отличие от других насекомых.
• Развивать речь детей, обогащать их словарь новыми словами (пчеловод, пасека, улей, соты).
• Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
Рассматривание и чтение энциклопедий раздел: насекомые, пчелы.
Беседа на тему “Чем полезны мед и продукты пчеловодства?”.
Наблюдение за пчелами в природе, во время прогулки
Демонстрационный материал: письмо, картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечика, пчелы, стрекозы, бабочки, бумажные цветы, соты картинка, баночки с разным медом, изображение улья и дупла.
Раздаточный материал: шапочки пчел, печенье с медом.
Ход занятия
Воспитатель: Дети к нам в детский сад почтальон принес письмо оно от Лесовичка, воспитатель зачитывает его.
- “Дорогие ребята приглашаю вас к себе в гости на медовую поляну, вас ждет много интересных и веселых заданий, игр. ”
Воспитатель: Давайте отправимся на поляну на поезде. Поезд едет “чух-чух-чух”. Остановка на поляне, на которой много цветов. Детей, встречает Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте дети! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и приехали ко мне в гости на лесную полянку, предлагаю вам присесть и отдохнуть.
Лесовичок: Что вы видите вокруг?
Назовите лесные цветы. Какие они? Кого они привлекают? Каких насекомых вы видите на цветах? Для чего цветам нужны насекомые? Лесовичок выслушивает ответы детей.
Читает стихотворение М. Бородницкой.
“Разговор с пчелой”.
Меня ужалила пчела.
Я закричал “Как ты могла?”
Пчела в ответ “А ты как мог!”
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен
Я берегла его на уж-жин!
Лесовичок: Как вы думаете, почему нельзя рвать цветы?
Ответы детей.
Лесовичок показывает баночку с медом.
Лесовичок: Что это дети? Кто любит мед больше всего на свете? А вы знаете, где медведь мед берет, и кто мед готовит?
Лесовичок: Дети давайте, послушаем, как пчелы делают мед. Пчелки хоботками всасывают сладкий сок (нектар) из глубины цветка и несут его в свой дом улей или дупло дерева. Там закладывают нектар в соты, которые заранее делают из воска. Лесовичок показывает соты (картинку).
Лесовичок: Как вы думаете, какие пчелы живут в дупле (дикие, а какие в улье (домашние? Рассказывает о пчелах, о растениях – медоносах. Во время своего рассказа Лесовичок показывает иллюстрации: пасеки, ульев, пчеловодов.
Ульи окрашивают в желтый, синий или фиолетовый цвета – только их пчелы различают. В одном улье живет одна пчелиная семья. Самая главная в семье – пчела-матка. Она самая большая, но с короткими крылышками. Она только и делает, что откладывает яйца, из которых появятся молодые пчелки. Есть в пчелиной семье пчелы-трутни. Они делать ничего не умеют, едят мед и жиреют. Больше всего в пчелиной семье рабочих пчел. Они летают за нектаром, собирают мед, строят соты, ухаживают за младенцами, работают по дому.
Физкультминутка “Пчелы на полянке”.
Утром пчелки проснулись. (Встают и протирают глазки.)
Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются.)
Раз – росой они умылись. (Умываются.)
Два – изящно покружились. (Кружатся.)
Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают)
На четыре – полетели. (Летают и жужжат.)
Воспитатель: Каждая семья имеет свой специфический фамильный запах — своеобразный эталон, по которому пчелы мгновенно отличают своих от чужих, родную матку от неродной. Пчелы реагируют на все запахи. Одни, исходящие из мира цветковых, возбуждают, радуют их и мобилизуют на поиски источников нектара или пыльцы. Другие запахи для них инородные, особенно запах пота, спиртных напитков, лука, раздражают и озлобляют их.
Воспитатель: За долгие годы, пчелы получили способность защищать свое гнездо ядовитыми укусами. Рабочая пчела на конце брюшка имеет жало, с помощью которого она и вводит яд в организм, но сама при этом умирает. Люди уже давно заметили пользу для человека от этих болезненных укусов, люди которые постоянно подвергались пчелиным укусам, имели более крепкое здоровье и намного реже болели. На сегодняшний день, лечение пчелиным ядом (АПИ токсином) или же лечение укусами, является высокоэффективным методом борьбы со многими недугами.
Воспитатель: Пчелиный яд имеет очень большое, оздоровительное воздействие на организм человека, заставляя правильно функционировать иммунную систему, улучшая работу сердечно-сосудистой, нервной, систем, улучшает обмен веществ, работу головного мозга и многое другое. Положительный эффект, достигнутый с помощью курса пчелиных укусов, на долгое время остается в организме.
Воспитатель: Пчелы, которых разводит человек, относятся к виду медоносных пчел "Apis mellifera", роду общественных пчел, семейству пчелиных.
Пчелы, очень трудолюбивые существа, ведь для сбора лишь одного килограмма меда им нужно облететь около 5 миллионов цветочных растений. Таким образом, мед состоит из экстрактов цветов и является очень ценным пищевым продуктом, имеет огромное лечебно-профилактическое значение. Мед - это исключительно ценный продукт питания, в том числе для детского и диетического рациона, а также лечебного питания. По мнению врачей, применение меда очень хорошо влияет на организм в целом, нормализуется вес человека, улучшается состав крови, нормализуется работа нервной системы, заметно улучшается сон и аппетит. Использование меда показано для лечения целого комплекса заболеваний.
Игра “Пчелки в домики”.
Дети делятся на две команды мальчики – дикие пчелы, девочки – домашние пчелы.
Пчелки, пчелки вы летайте.
Мед для деток собирайте. (Пчёлки, кружатся, летают.)
Пчелки вы домой летите
Деткам меду принесите. (Пчелки летят в свои домики.)
Лесовичок: Молодцы много меда собрали! Мед очень полезный и вкусный, пчелы им питаются. А чем он полезен людям? (ответы детей, если дети затрудняются Лесовичок им помогает).
Игра: “Слова”.
Лесовичок говорит детям слова, а дети угадывают какие подходят пчеле.
Слова: муравейник, порхает, мед, красная спинка, пасека, улей, стрекочет, паутина, соты, жужжит, нектар, пыльца.
Лесовичок: Ребята понравилось ли вам у меня в гостях, что нового узнали, что понравилось больше всего?.
Угощает детей сладкими гостинцами с медом.
Совместная деятельность в старшей группе
«Медведь и пчелы»
Программные задачи:
1. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение;
2. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры, навыки рисования красками;
3. Упражнять в разных приемах рисования пчел;
4. Развивать быстроту и координацию движений;
5. Вызвать радость от образов игры.
Материалы: Тонированный альбомный лист, краски гуашь, кисть № 3, салфетки, банка с водой. Игра «Разрезные картинки - пчелы». Шапочки пчел и медведя.
Предварительная работа:
Беседа о насекомых – пчелах. Чтение рассказа «Сказка про мяту». Рассматривание иллюстраций с изображением пчел, ульев, пасеки.
Знакомство с игрой «Медведь и пчелы» на физкультурном занятии.
Ход:
Под пение птиц дети заходят в зал, любуются обстановкой.
Воспитатель: Как красиво кругом.
Что нас окружает? (Ответы детей)
Какие насекомые могут жить на лесной полянке? (Ответы детей)
Вы хотите узнать, кто поселился на нашей полянке? (Ответы детей)
Д/упражнение «Сложи картинку»
Воспитатель:
Какого пчела цвета? (Ответы детей)
Какие части тела есть у пчелы? (Ответы детей)
Какой формы может быть туловище, голова, крылья? (Ответы детей)
Пластические этюды «Круг, овал, капелька»
Воспитатель:
Что делают пчелы на лесной полянке? (Ответы детей)
Стоит над яблоней завод
В нем тысяча рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам дает душистый мед.
С этими словами дети и педагог подходят к шапочкам пчел.
Кого пчелки бояться? (Ответы детей)
Воспитатель: Хотите поиграть, как выбрать водящего?
П/И «Медведь и пчелы». Дыхательная гимнастика «Песенка пчел»
Игра проводиться три раза.
Воспитатель: Мы с вами очень весело, поиграли в игру «Медведь и пчелы». Хотите нарисовать, как вы в нее играли!
Творческая деятельность.
В процессе рисования детям оказывается помощь советами, указаниями.
Воспитатель:
Как вы долго рисовали
Ваши глазки не устали?
Не хотят ли отдохнуть?
Упражнение для глаз «Пчелка».
Прилетела к нам пчела
И запела ж-ж-ж-ла-ла:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу».
Пчелка, пчелка не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Вон там правое окошко,
Посиди на нем немножко.
А вот левое окошко
Посиди и здесь немножко.
Потом небу улыбнись
Поднимись немного ввысь.
Закружилась голова
Кружиться в глазах листва.
А теперь ты отдохни
На цветочке посиди.
Выставка рисунков (В конце занятия все рисунки выкладываются под дерево).
Воспитатель: Вот сколько пчелок на нашей поляне, большая дружная семья. Интересно, а у ваших пчелок есть имена. (Ответы детей)
Совместная деятельность
Пчелы в улье
Ход:
- Ребята, взгляните на этот домик. (Показ макета улья). А кто в этом домике живет, вам подскажет загадка.
- Работящая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Воспитатель:
Да, это пчела. (Из «улья» достается «пчела»). А какие слова загадки помогли вам ее отгадать?
Воспитатель:
Давайте немного поиграем. Послушайте коротенький стишок о пчеле, запомните его и постарайтесь рассказать на память не сбиваясь.
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
Звук, который мы слышим во время полета пчелы, она издает крыльями.
Воспитатель:
- Внутри цветов – запасы сладкого нектара – цветочного сока. Именно за нектаром прилетают к цветам пчелы.
- Пчелки – великие труженицы. Только пригреет солнышко – они уже на разведку: нет ли где нектара? Рассказ, который я вам прочитаю, называется «Пчелки на разведках».
«Пчелки на разведках»
- «Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зеленые стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
- Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко – разведать: ушел ли снег, и лед, и холодный северный ветер?
Воспитатель:
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: «Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали!»
– Нет, – говорит им яблонька, – вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попытайте у вишни.
Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?»
– Наведайтесь, милочки, завтра, – отвечает им вишня, – сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.
- Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки».
- Пчела садится на край цветка и медленно заползает в его глубину. Заползла и слизывает сладкий сок – нектар. Высосет сок и глотает его в свой медовый желудочек. Долго летает пчела с цветка на цветок, пьет сок, переносит на себе цветочную пыль. За это время цветочный сок у пчелы в желудке перерабатывается в душистый, сладкий, густой мед.
- Чтобы на растениях появились семена, на их цветки должна попасть пыльца с других цветков. Пчелы, перелетая с цветка на цветок, пьют сладкий цветочный сок-нектар и переносят на лапках цветочную пыльцу. Ведь когда пчела пробирается за капелькой нектара, на брюшко, на лапки и на спинку попадает пыльца. Говорят: «пчелы опыляют цветы». Значит, переносят пыльцу. Теперь вы знаете, что значит «опыляют».
- Если бы не было пчел и других насекомых-опылителей, то не росли бы яблоки и груши, вишни и сливы, абрикосы и черешня. Цветы без насекомых просто не могут существовать.
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день
(Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)
Воспитатель:
Есть такая пословица: «Одна пчела много меду не наносит». Как вы ее понимаете? Действительно, чтобы получилось много меда, необходимо много пчел. Вот и живут пчелы большими семьями. А в одиночестве пчела может прожить только сутки, потом погибнет.
А знаете ли вы, как называется сделанный человеком пчелиный дом? Улей. Повторите это слово и запомните.
Чудо-чудо-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед
В сотах не кончается!
А пчелиный народ
На цветках качается.
Воспитатель:
Рисование «Наполни соты медом»
Воспитатель:
- Вот и мы сейчас как рабочие пчелки попробуем заполнить соты медом. У каждого из вас есть улей с пчелкой, сделанный из спичечного коробка. Откройте его. Внутри соты, они пустые. Ваша задача в каждую из них принести мед – оставить отпечаток ватной палочкой с желтой краской.
Дыхательное упражнение «Отправь пчелу в полет»
- Теперь закройте коробок-«улей», посадите пчелу на него. Пора пчеле лететь за нектаром. Подуйте на пчелу, чтобы отправить ее в полет. Дуйте так, чтобы щеки не раздувались. (По желанию детей упражнение можно повторить несколько раз).
- Ночью пчелы спят и никогда не вылетают из улья. Крылышки у пчел тонкие, трудно им бороться с сильным ветром, поэтому в такие дни пчелы из ульев не вылетают. Не вылетают пчелы и дождливые дни. А если вдруг дождик польет внезапно и настигнет пчелу, она быстро спрячется под какой-нибудь большой листок и укроется под ним от дождя.