Минера Ахтямовна Гатауллина
Конспект занятия «Матрешка с секретом»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: Развитие познавательного интереса к играм с русской народной игрушкой - матрешкой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Расширять представления о многообразии и отличительных особенностях матрешек (Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская). Совершенствовать речевую деятельность, двигательную активность и умение детей активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Конспект занятия „Матрешка с секретом“» размещена в разделах
Коррекционно-развивающие: Развивать наблюдательность, память, мышление, способность замечать характерные особенности предметов, умение рассуждать и делать умозаключения. Развивать творческие способности детей через приобщение к народно-прикладному искусству. Формировать умение соотносить движения с текстом.
Воспитательные: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров и уважение к их труду.
Материалы и оборудование: презентация к нод «Русская матрешка»; игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская); матрешки по рнс «Колобок» и «Репка»: 2 набора матрешек по 6 штук; интерактивная доска, телевизор, ноутбук, 6 коробок разного размера, прищепки, скрепки; цветные плоскостные матрешки, электронная гимнастика для глаз, аудиозапись русской народной музыки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разных видов матрёшек (Загорской, Полхов–майданской, Семёновской); чтение загадок, стихов, сказок, просмотр мультфильмов про матрешек; зрительная гимнастика; заучивание стихов, физминуток; д/игры: «Построй матрешку», «Подбери по размеру», «Кто внимательнее», «Расставь по росту», «Найди сестрицу», «Укрась матрешку».
Ход занятия
Воспитатель 1. Входит в группу с детьми.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем массажируем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (взявшись за руки, хором здороваемся)
Воспитатель 2. Здравствуйте, гости, здравствуйте дети! Сегодня нас ждут увлекательные игры и ещё много чего интересного.
Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
А ну, отгадайте. Что это такое?
Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки,
Что за куколки?.
(Матрешки) (Показ матрешек)
Воспитатель 1. Конечно, это Матрешка! Нашу русскую Матрешку знают и любят во всем мире. Ребята, что такое матрешка?
Дети: Матрёшка — русская деревянная игрушка, расписная кукла, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Матрешка – символ России.
Воспитатель 2. Расскажите про матрешки, открывая их?
Чтение стихов и демонстрация раскрытия матрешки.
1. Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки.
2. Эту куколку открой – будет третья во второй.
3. Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
4. Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри?
5. Прячется в ней пятая куколка пузатая!
6. Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех!
Воспитатель 2. У меня еще одна Матрешка, с секретом. Не простая, говорящая. Я пробовала, она не раскрывается, а говорит.
Голос:
Кто меня всю разберет, тот секрет во мне найдет.
Матрешки открывайте, заданья выполняйте.
Воспитатель 2. Хотите узнать, какой секрет спрятан внутри Матрешки? Тогда давайте задания выполнять.
Воспитатель 1. Заданий много, а времени мало. Что делать? (варианты детей) Предлагаю разделиться на 2 команды. У кого зелёный узор на галстуке идет к зеленому столу, у кого желтый – к желтому. Команда кузнечиков и пчелок.
Воспитатель 2. Первую матрешку открываем, задание получаем.
Голос: Постройте матрёшку из частей.
Задание 1: Дидактическая игра «Построй матрешку»
Детям раздаются конверты с частями матрёшек 3х видов: Загорская, Семеновская, Полхов-Майданская. Каждая часть имеет свою цифру, которые располагаются по порядку сверху вниз.
Воспитатель 1.: Соберите матрёшку из полосок.
Кузнечики: Из скольки частей твоя матрешка? У кого больше частей? Как называется матрешка из 7 частей? (Загорская). Покажи Полхов- Майданскую матрешку. Найди цифру 5.
Пчелки: У кого из вас Загорская матрешка? Как называется матрешка из 8 частей? (Полхов-Майданская) Как называется матрешка из 9 частей? (Семеновская) Найди цифру 9.
Воспитатель 2. Вторую матрешку открываем, задание получаем.
Голос: Найдите на слух 2 одинаковые матрешки.
Задание 2: Дидактическая игра «Найди сестрицу»
Каждый ребенок берет в руку матрешку. В них положены камешки, стеклышки, гайки.
Воспитатель 1. Матрешку потрясем
И сестрицу ей найдем.
Воспитатель 2. А сестрица в другой команде. Будьте внимательны. Начинаем с команды «Кузнечики». Один ребенок трясет матрешку, пчелки определяют по звуку, у кого из них сестрица.
Воспитатель 1. Продолжим игру с пчелками. Ищем сестрицу у кузнечиков.
Молодцы. Поставьте сестриц рядом на полку.
Воспитатель 2. Будем третью матрёшку открывать, третье задание выполнять.
Голос: Предлагаю поиграть, свою внимательность показать. Соедините 2 половинки.
Подвижная игра «Соедини две половинки»
Дети становятся напротив друг друга, убирают руки за спину. Воспитатель мерным шагом обходит вокруг одной команды детей и, приговаривая речитативом, вкладывает по половинке матрешки в руки детям
Хожу, брожу, матрешку держу,
Разберу пополам, деткам в ручку дам.
Второй воспитатель выполняет то же самое:
Вы тихонечко постойте, ничего не говорите,
Матрешку в руке держите.
Оба воспитателя: «Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста!»
Дети выбегают на середину, соединяют обе половинки. Сколько было половинок? А сколько матрешек? Молодцы!
Воспитатель 2. Будем четвертую матрёшку открывать, задание выполнять.
Голос: Мастера России сделали матрешек по русским народным сказкам. Найдите персонажей сказок в группе.
Воспитатель 1. Предлагаю подготовить глазки.
Электронная гимнастика для глаз
Воспитатель 2. Прочитайте названия сказок на экране.
Задание 4: Дидактическая игра «Из какой сказки»
Воспитатель 1. Сказок много, а мы найдем только 2. Загадка для команды «Кузнечики»
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь,
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро его съела.
(Колобок)
Воспитатель 2 Загадка для команды «Пчёлки»
Кто-то за кого-то ухватился цепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засело крепко! (Репка)
Воспитатель 2. Отберите героев отгаданной сказки и расставьте их по росту на своем столе.
Воспитатель 1. Сколько героев в сказке «Колобок»? Сколько героев в сказке «Репка»?
Воспитатель 2. Чем похожи сказки? (В обеих сказках есть дед и баба, животные)
Воспитатель 1. Чем отличаются? ((Репка -6 героев - Колобок -6: дед посадил репку – баба испекла колобок, домашние животные - дикие животные, счастливый конец – печальный конец) Молодцы! С заданием справились.
Воспитатель 2. Будем пятую матрёшку открывать, следующее задание выполнять.
Голос: Подберите матрёшке по размеру соответствующую коробочку с сюрпризом.
Задание 5: Дидактическая игра «Укрась матрешку»
Дети ищут в группе коробочки и подбирают их по размеру для матрешек на столе. В коробочке сюрприз: скрепки, прищепки определенного цвета. На полке ищут силуэт матрешки с образцом узора из скрепок и прищепок.
Воспитатель 1.
Мастера, скорей за дело
Украшай одежду смело.
Составляй любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Творческая работа детей. Одни ребята одевают головные уборы на матрёшек с помощью скрепок, другие прищепками крепят фартуки. Воспитатели уточняют цвет, названия одежды…
Воспитатель 2. Будем шестую матрёшку открывать, еще одно задание выполнять.
Голос: Спасибо за ваше старанье,
Спасибо за ваше внимание!
За то, что умеете слушать,
На помощь друг другу прийти.
Спасибо за знания ваши!
Желаю так дальше идти!
Воспитатель 1. Матрешке понравилось, как вы играли. Расскажите ей довольны вы игрой? Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках? Что понравилось? Как можно играть с матрешкой? А трудности вы испытывали в чём-то? (Дети передают друг другу матрешку и делятся своими впечатлениями) Как думаете, справились мы сегодня с задачей – нашли секрет матрешки?
Воспитатель 2. Вы молодцы, все правильно сказали. А я добавлю:
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Голос: Сил своих вы не жалели,
Чтоб секрет мой разгадать.
Мастерам игры вручается
Вкусный шоколад.
Воспитатель 1. Наше путешествие в гости к Матрешке заканчивается. Всем спасибо!